Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Понедельник, 17 октября, 2016, 16:45 3452 1

Что изменится в системе профобразования в Коми к 2025 году

Какие проблемы существуют в этой сфере сегодня и как их собираются решать в будущем.

В Коми утверждена концепция модернизации профессионального образования до 2025 года. Соответствующее распоряжение появилось на официальном портале региона 12 октября.

Согласно тексту документа, республика нуждается в рабочих кадрах и специалистах, квалификация которых соответствовала бы современному уровню технической и технологической оснащенности предприятий и организаций. При этом подготовка кадров должна быть опережающей, а образовательные организации должны стать центрами инноваций (технологических, прикладных, фундаментальных).

Высшее образование в 2014-2015 учебном году в Коми можно было получить в трех вузах и девяти филиалах. Причем количество филиалов высших учебных заведений в регионе за пять лет снизилось с 40 до 9 единиц. Общее число студентов вузов на 1 октября 2015 года составляло 20 с небольшим тысяч против 36 тысяч в 2009-м.

Сеть организаций профессионального образования в 2016 году в Коми представлена 35 учреждениями, 28 из них являются государственными, четыре относятся к вузам (в их числе два филиала), три - негосударственными. В общей сложности в них обучается около 18 тысяч человек более чем по 80 программам среднего профобразования.

Начиная с 2012 года контрольные цифры приема по программам среднего и высшего профобразования за бюджетный счет распределяются по результатам проведения открытого конкурса. С 2014 года началось развитие системы целевого обучения с участием работодателей региона. Активизирована профориентационная работа. Начали открывать учебные центры экспресс-подготовки специалистов, количество которых к 2018 году должно увеличиться до девяти. Особое внимание уделено созданию кластерной системы профобразования на базе вузов по отраслям и направлениям развития Коми, ориентированной на профессиональные объединения работодателей.

Так, в Ухте по инициативе государственного технического университета создан инновационный территориальный кластер «Топливно-энергетические технологии». Учитывая материально-техническую оснащенность образовательного процесса, выстроенные взаимоотношения с работодателями, республика также передала вузу заказ на подготовку рабочих по программам среднего профессионального за счет регионального бюджета. В итоге в Ухте имеется многоуровневый образовательный комплекс в форме одного юрлица, имеющий финансирование из федерального, регионального бюджетов, а также за счет работодателей.

После объединения Сыктывкарского госуниверситета и Коми государственного пединститута в регионе сформировалась модель классического университета, где готовят высококвалифицированные кадры и взаимодействуют с работодателями по направлениям: науки о жизни, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, клиническая медицина, образование. СГУ представляет образовательный кластер в Коми и сотрудничает более чем с 1,5 тысячи работодателей, а также с вузами, ссузами и школами.

Центром лесного образовательного кластера в Коми назван Сыктывкарский лесной институт - филиал Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М.Кирова. Студенты СЛИ параллельно с высшим образованием могут получить профильную подготовку по рабочей профессии за счет республиканского бюджета на базе государственных профорганизаций.

В 2012 году на базе Коми республиканского института развития образования создан центр развития профобразования. Он необходим для методического сопровождения профессиональных образовательных организаций.

По прогнозу аналитиков, республике к 2018 году дополнительно потребуется 102,5 тысяч рабочих кадров, 60 процентов от этого числа – это потребность экономики.

В концепции говорится, что профобразование сегодня становится все более востребованным и мобильным. Однако существует ряд проблем, одной из которых является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе потому что нет действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников из-за низкой стоимости труда молодого специалиста.

Без принятия соответствующих решений система профобразования не готова к росту числа выпускников школ. Серьезным вызовом для нее названа минерально-сырьевая ориентация экономики республики, монопрофильность большинства городов, при этом прогнозируется рост потребности в трудовых ресурсах не только в Воркуте и Инте, но и по всей Коми. Также вызовами региональной системе профобразования считают: рост запроса на профессиональные технические компетенции при низкой престижности среднего образования; отсутствие механизма привлечения инвестиций для модернизации образовательной системы; запрос на непрерывное профобразование при преобладании «длинных» программ.

Для высшего образования вызовами являются: уменьшение охвата населения высшим образованием при необходимости поддерживать высокий уровень человеческого капитала; дисбаланс в направлениях подготовки; рост конкуренции между субъектами страны за лучших студентов, абитуриентов и преподавателей, за гранты и контракты на исследования и разработки.

Серьезной проблемой в Коми названо отсутствие комплексности в системе работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Наряду с этим в регионе существуют проблемы в сфере работы с инвалидами. На уровне высшего и среднего профессионального образования в настоящее время отсутствуют полноценные механизмы поддержки и предоставления равных возможностей для этих граждан.

Цель концепции – обеспечить условия для эффективного развития профессионального образования Коми. Для ее достижения нужно: сформировать территориально-отраслевую организацию ресурсов профобразования; стимулировать взаимодействие науки, вузов и ссузов, российских и зарубежных компаний для общих проектов и программ развития; повысить приоритет образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров; провести мероприятия для повышения престижа получения профобразования в Коми.

Воплощать концепцию в жизнь будут несколькими путями. Во-первых, сформируют новую структуру и новый тип организаций высшего образования, разработав новые модели вузов и новые программы их развития. Во-вторых, предстоит модернизация системы непрерывного образования (дополнительное образование и неформальное образование взрослых) путем выполнения проектов республики и вузов, разработки моделей и открытых образовательных ресурсов. В-третьих, создадут условия для получения среднего профессионального и высшего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, разработав нормативно-методическую базу и поддержку инициатив. В-четвертых, повысят качество управления в системе высшего и среднего профобразования, разработав новые модели и технологии. Также появятся прикладные квалификации и система оценки качества образовательных программ.

Для повышения качества подготовки кадров для экономики республики собираются организовать получение студентами параллельного образования технического профиля по программам бакалавриата при взаимодействии вузов и ссузов.

В концепции также прописано внедрение практикоориентированного педагогического образования на уровне бакалавриата и магистратуры, участие в федеральных прикладных научных исследованиях, создание базы данных ведущих мастеров производства и творческих преподавателей, формирование республиканского рынка труда научно-педагогических и административных кадров, привлечение работодателей к разработке вариативной части образовательных программ с учетом требований корпоративных стандартов, создание в регионе базовой профессиональной организации, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Первый этап реализации концепции – 2016-2017 годы. В этот период будут разработаны инструменты управления инновационным развитием системы профобразования, разработаны и утверждены программные и нормативные документы, сформирован управленческий механизм модернизации профобразования.

Второй этап рассчитан на 2018-2025 годы. За это время будут внедрены в практику новые механизмы работы системы профобразования, обеспечена обратная связь, экспертно-методическое и аналитическое сопровождение процессов их внедрения.

В результате проделанной работы повысится конкурентоспособность системы профобразования, качество человеческого капитала, будут обеспечены потребности экономики в кадрах. Качественное образование позволит обеспечить выпускникам вузов и ссузов востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Создание единой системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки увеличит мобильность работников, решит проблему занятости, даст возможность непрерывного обучения в течение всей жизни. Планирование приема и выпуска на основе прогноза потребности в подготовке кадров сократит количество не трудоустроившихся после окончания обучения выпускников.

Фото пресс-службы администрации Сыктывкара

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Май 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Реклама