Первая в Коми фабрика по производству шерстяной нити должна была открыться в феврале 2010 года. На предприятие, которое выпускает шерстяную нитку самых востребованных номеров: пятого и шестого (из одного грамма шерсти производится пять и шесть метров нитки, соответственно), навезли оборудования: восемь станков общей стоимостью в два миллиона рублей. Управлять фабрикой должен был ООО «Удорский центр народных промыслов и ремесел». Сырье — 30 тонн шерсти в год. Главная задача нового предприятия - решить проблему занятости сельских женщин. Район в перспективе хотел обеспечивать свою фабрику шерстью за счет собственных сил. Чиновники даже просчитали, что самое подходящее место для развития овцеводства - бассейн реки Мезени. Муниципалитет решил обзавестись стадом овец и со временем довести поголовье до 15 тысяч — из этого возникает возможность поставлять мясо. Помимо производства шерсти и поставки свежей баранины район планировал извлечь выгоду даже из органических удобрений.
Но завод заработал не в феврале, как планировалось: 29 июня здесь прошли первые и успешные запуски производства. А осенью Руслан Ульянов — на тот момент глава администрации Удорского района — приобрел себе первый связанный на этом заводе свитер. Персонал — три человека — обучали работе на поставленном оборудовании, договоривались с поставщиками сырья и энергоснабжающими организациями. По поводу сырья достаточно скептически отозвался минсельхозпрод Коми: одного удорского фермерского хозяйства с 300 овцами не хватит, чтобы обеспечить производство шерстью — надо в 50 раз больше. Р.Ульянов предложил массово завозить поголовья в район — потратить четыре миллиона рублей на 1000 овец.
В майском интервью местной газете новоиспеченный после мартовских выборов глава администрации Удорского района Василий Федоров заявил, что по цеху переработки шерсти вопрос очень сложный: «Я был в цехе и посмотрел там все. То, что отрапортовали, цех введен - это обман. Цех не введен. Продукция не выпускается. Я могу долго перечислять, чего там нет: расчетов, калькуляций стоимости готовой продукции нет, технологической инструкции нет, крыши - нет, потому что все течет; электрооборудование надо полностью менять, противопожарной сигнализации - нет, системы тушения - это пожароопасное производство - нет. Женщина, которая там работает, одна осталась, сказала, что пожар уже был, они не знали, куда бежать, потому что там загорается все полностью - это же пух; вытяжной вентиляции, контуров безопасности заземления — нет». А про оборудование за два миллиона рублей он отметил, что его надо переустанавливать и переделывать. Сырье брать неоткуда, сбывать — некому. А коллеги из республиканских СМИ сообщают, что тот самый знаменитый свитер Р.Ульянова и не на заводе был связан — неизвестно где. В.Федоров доложил минэкономразвития, который дал деньги на оборудование, что ведомству предыдущая администрация врала по поводу завода и его работы по полной программе и не краснея.
Летом 2011 года комиссия из районных депутатов проанализировала целесобразность работы шерстянного завода и решила: не надо. Вбухать много денег в трудоустройство трех человек — глупо.
Глава городского поселения Междуреченск Миннинур Махмутдинова с такой позицией не согласна в корне: «Три человека на заводе будут работать, а еще 30 на дому. Надо производство поднимать, совсем немного денег надо для того, чтобы запустить работу завода». По ее словам, сейчас на здание имеют виды много предпринимателей, желающие приспособить его под свои нужды: открыть магазин, например. Но М.Махмутдинова «добро» не дает, пока.
В.Федоров же о судьбе несбывшейся производственной мечте говорит так: «Шерстью заниматься в районе не будут. В минэкономразвития Коми посоветовали мне предложить установленное на заводе обородувание ГУФСИНу по Коми. Я предложение направил, но пока ответа от ведомства не последовало».
По всей видимости великую удорскую стройку пытаются быстрее забыть и к этим баранам больше не возвращаться.
Фото: ru.123rf.com
Комментарии