Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Понедельник, 26 сентября, 2011, 09:42 1938 1

Ректор Академии госслужбы Коми Нина Нестерова: «Прозябать нам никак нельзя»

Нина Нестерова заняла кресло ректора академии в марте этого года. Пробыв на этом посту уже более полугода, она рассказала в интервью «КомиОнлайну» о нише, которую занимает вуз среди высших образовательных учреждений Коми, и о том, каких специалистов будет выпускать академия в будущем.

Какое место среди вузов Коми в сфере подготовки специалистов с высшим образованием сейчас занимает академия?

Специфика академии заключается, прежде всего, в ее названии – это кадры для органов государственного и муниципального управления и управленцы практически для всех отраслей экономики и социальных сфер нашей республики. Для нашей академии, которая является региональным вузом и учредителем которой является правительство республики, должны быть реализованы задачи, которые перед нами ставятся: воплощение административной реформы, внедрение новых методов и технологий в систему управления в части создания образовательных программ повышения квалификации, дополнительного образования, а также, естественно, основных образовательных программ. В этом мы занимаем свою нишу и особо ни с кем не конкурируем.

Какой уровень подготовки предлагает студентам вуз?

Уровень ни у одного из наших выпускников пока не вызывал сомнений, можно говорить о проблемах организации учебного процесса, о проблемах во взаимоотношениях между отдельными преподавателями и студентами, но о знаниях, которые студенты получили (кто из них действительно этого хотел, конечно) и которые им были даны нашими самыми авторитетными преподавателями, никто не может сказать ничего плохого. Мне сложно говорить и не хочу судить о том, что было при прежнем руководстве, но сегодня мы с коллективом поставили задачи поднять планку и держать ее уровень очень высоко, мы восстанавливаем и создаем новые связи с авторитетными вузами по созданию интегрированных программ, приглашаем высококвалифицированных преподавателей для чтения для наших студентов и слушателей, повышаем квалификацию наших преподавателе. Сегодня самое страшное для любого вуза в нынешних очень непростых демографических, конкурентных условиях - отстать от современных тенденций, перестать быть востребованным. Прозябать нам никак нельзя!

Каковы сильные стороны академии?

Как раз ее профиль, который позволяет более целенаправленно и качественно работать над программами публичного (государственного и муниципального) и бизнес-управления. Ее региональная ориентированность, прикладной характер программ и исследований - все по актуальнейшим темам региона и его развития, быть помощником для наших муниципальных образований. Считаю, что плюсом является камерность академии, что обеспечивает адресный, практически индивидуальный подход. У нас немного студентов в целом, студентов дневного отделения в несколько раз меньше, чем заочного, хотя их количество также возрастает. В этом году, несмотря на демографические проблемы, в полтора раза больше студентов-первокурсников дневного отделения, чем в прошлом году, прежде всего, за счет новых направлений подготовки, которые мы открыли – менеджмент (профиль - управление проектами), экономика (профиль - анализ и управление рисками), открыли дневной набор на программу «государственное и муниципальное управление».

Какой академия должна стать в будущем, и что Вы считаете главной своей задачей на посту ректора?

Моя главная стратегическая задача - сделать академию одним из ведущих инновационных учреждений республики. И мы уже сделали первые шаги в этом направлении. Достаточно сказать, что мы запускаем проекты модернизационного прорыва академии по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В самое ближайшее время мы решим проблему создания электронных образовательных ресурсов и удаленного доступа к ним студентов и слушателей академии. Несколько дней назад мы провели заседание оргкомитета по проведению большой конференции по праву «Правовая система как элемент устойчивого развития субъекта Российской Федерации», которая состоится 17-18 ноября и которую проводим совместно с Ассоциацией юристов России. В заседании оргкомитета принял участие в режиме онлайн член нашего оргкомитета, заместитель руководителя центрального аппарата Ассоциации в Москве Денис Паншин. И это теперь наша нормальная практика. В июле этого года создано при академии малое инновационное предприятие «Инновация», основной задачей которого - формирование инновационной инфраструктуры в регионе, здесь мы тесно взаимодействуем с министерством экономического развития. С учетом разного рода факторов правительством республики принято решение о создании на базе академии представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). И есть еще целый ряд интереснейших проектов.

Вуз готовит к выпуску госслужащих. Каким, по вашему мнению, должен стать студент, в будущем чиновник, выйдя из стен академии?

В условиях административной реформы изменились подходы в системе государственной и муниципальной службы, появились такие понятия, как сервисный подход в предоставлении государственных услуг, деятельность на результат, бюджетирование на результат, проектный подход и другие. Работа управленца должна быть эффективной и результативной, люди должны видеть и понимать, что органы государственной власти и управления делают все, для того, чтобы жизнь людей стала лучше. И государственные, и муниципальные служащие не должны видеть в посетителях просителей - они должны предоставлять государственные услуги на основе принципа взаимоуважения.

Как Вы считаете, какими навыками должен обладать абитуриент, чтобы поступить в академию?

Наш абитуриент должен быть коммуникабелен, любознателен, с активной жизненной позицией, с желанием учиться. Он должен быть способным к саморазвитию, готовым к познанию и началу выстраивания своей карьеры, начиная с азов, чрезмерные амбиции здесь неуместны – они очень мешают на карьерной лестнице.

Мы в этом году возродили при академии проект – Школа кадрового резерва, который ранее много лет работал в академии (Лицей управленческого резерва). Здесь сыктывкарские школьники и ребята из муниципалитетов могут готовиться к поступлению в вуз, развивать свои способности, личную гражданскую позицию. Мы будем вести большую воспитательную работу. Из воспитанников этой школы формируются именно такие абитуриенты, которых мы бы затем хотели видеть у себя в Академии. Кстати, желающих уже предостаточно.

Как, на Ваш взгляд, введение ЕГЭ отразилось на качестве знаний абитуриентов и учебном процессе академии?

Вы знаете, мы вели дискуссию со студентами нашего заочного обучения относительно вопросов новаций и инноваций, а также оценки регулирующего воздействия тех или иных нормативно-правовых актов – как они отражаются на жизни людей. В частности, о новой системе образования, ЕГЭ. Есть свои плюсы и минусы. Но то, что это расширяет возможности абитуриентов – это однозначно. А вопрос качества подготовки абитуриентов – это наша общая проблема. Мы проводили в этом году стартовое тестирование у первокурсников. По русскому языку удовлетворительный уровень показали едва ли половина, а по информатике и математике очень плачевные результаты, а надо сказать, что половина поступивших – городские и больше столичные выпускники. Мы будем корректировать работу со студентами по этим предметам.

Существует ли в вузе двухуровневая система образования и каково Ваше мнение о ней. Каковы ее основные плюсы и минусы?

Безусловно, существует. С этого учебного года все вузы были обязаны внедрить систему двухуровневого образования, и мы не исключение. Мы набрали в этом году на первый курс на программы бакалавриата по всем направлениям подготовки. Теперь мы активно работаем над созданием магистерских программ. Опять же однозначно говорить об уровневой системе, что это плохо, не следует. Бесконечно обращаться к тезису, что российское образование самое лучшее в мире и тому подобное – это «шапкозакидательство», никакое уже не самое лучшее. В условиях процессов международной интеграции, идущих невероятными темпами, мы должны обеспечить защиту прав интересов наших выпускников на международном рынке труда, чтобы не было необходимости доказывать за рубежом, что ты «не верблюд» и твой диплом чего-то стоит. Бакалавриат реализует полноценную программу высшего образования – и это будет признавать и наш рынок труда в самое ближайшее время. Те, кто хочет идти в науку, получать специальные, более глубокие знания, те, кто хочет делать карьеру более высокого порядка, – будут идти в магистратуру. Не надо скрывать, пятый курс для наших студентов, обучающихся на специалитете, – год весьма вольного посещения, это только расхолаживает студентов, большинство из них уже начинают практически полноценную трудовую деятельность. Весь основной объем знаний (объем часов, говоря профессиональным вузовским языком) студенты программ специалитета осваивают в первые четыре года учебы, это все знают. Пятый курс посвящен, в основном, написанию дипломной работы.

Существует ли, по Вашему мнению, в Коми дефицит квалифицированных кадров среди государственных служащих и управленцев? Если да, то какими способами можно решить эту проблему?

Да, безусловно, существует, иначе бы наше правительство не принимало специальных государственных программ подготовки и повышения квалификации государственных, а теперь и муниципальных служащих и даже подготовки кадрового резерва. Как наши авторитетные юристы говорят относительно тезиса о переизбытке юридических кадров – «юристов-то много, да хороших мало» - и это справедливо. То же самое можно сказать о государственных и муниципальных служащих, особенно с учетом изменившихся условий и возросших требований к результатам их работы.

Недавно в нашей академии проходил интереснейший семинар по технологиям управления проектами, организованный управлением государственной гражданской службы Коми, и через него прошли практически все главы муниципальных образований, министры, их заместители и др. категории госслужащих. Я разговаривала со многими: кроме удовлетворения и желания делать это чаще - ничего, никаких жалоб о потерянном времени и несделанных делах. Многие сказали: давайте еще программы, мы хотим учиться, даже на магистерских программах. Это говорит о том, что наиболее эффективного способа, кроме как предоставление знаний с точки зрения формирования квалифицированных кадров никто не придумал. И мы будем решать эту задачу.

Фото с сайта http://www.krags.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Май 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Реклама