Десятки тысяч жителей Коми регулярно пользуются пластиковыми картами Сбербанка: получают зарплату на счет, совершают покупки и оплачивают различные услуги. И, несмотря на то, что специалисты постоянно предупреждают о возможных схемах обмана, всегда находится тот, кто по рассеянности или незнанию стал жертвой мошенников. Начальник управления безопасности Коми отделения №8617 Сбербанка России Евгений Ушаков считает, что, как правило, обманутый виноват сам.
В последнее время жители Коми стали получать sms, что их пластиковая карта заблокирована. Это обман?
Правильно. Звонки, sms-сообщения, электронные письма с информацией о заблокированной карте, просьбы перезвонить по указанным телефонам - это все приемы мошенников. Главная оплошность - это кому-либо сообщить реквизиты своей карты (номер счета, пин-код, код на обороте карты, разовый пароль и так далее). Даже если вам звонят и представляются сотрудником технической службы банка, ни в коем случае нельзя разглашать эту информацию. Потому что сотрудники Сбербанка никогда не запрашивают такие данные: вся необходимая информация для работы с клиентами в банке уже есть. Связь может быть только односторонняя: когда у клиента возникают проблемы и вопросы, он может позвонить по единому номеру телефона 8-800-555-55-50, где ему подскажут, что нужно сделать. Сообщение от банка вы можете получить только с номера «900», и только по факту совершенной операции.
Насколько безопасно пользоваться банкоматом?
Безопасно, если соблюдать минимальные условия: когда набираете пин-код, свободной рукой прикрывайте клавиатуру на панели. В центральной полосе России уже распространен так называемый «скимминг» — мошенничество с использованием оборудования, которое устанавливается на банкомате. Это и миниатюрные видеокамеры, которые позволяют «подсмотреть» набираемый клиентом пароль на клавиатуре банкомата, а также специальные «накладки», считывающие данные с магнитной полосы карты клиента, накладные клавиатуры и даже фальшивые банкоматы.
В республике есть случаи скимминга?
Пока не фиксировали. В провинцию все приходит позже, но со временем начнется и у нас. Нужно внимательно осматривать банкомат и, если возникнут какие-то сомнения (что-то выглядит не совсем «родным», например, провода торчат, или какая-то пластина кажется лишней), лучше воспользоваться другим терминалом — их по городу много.
Как часто ваши сотрудники проверяют банкоматы?
На регулярной основе. Это входит в обязанности оперативных сотрудников, инкассаторов, других ответственных служб обслуживания. Есть распоряжение о ежедневном осмотре, кроме этого, существует согласованный порядок взаимодействия Коми отделения №8617 с правоохранительными органами по выявлению скиммингового оборудования и мер реагирования.
А когда расплачиваемся в магазинах, махинации с картой возможны?
Если быть внимательным, не использовать карту в сомнительных торговых точках, не терять карту из виду при обслуживании (например, не передавать карту официанту в кафе), то нет. Также хочу добавить, что безопасно совершать покупки в торговых точках, оборудованных терминалами Сбербанка, поскольку наши терминалы при предъявлении карты «с чипом» не используют магнитную полосу и требуют обязательного ввода пароля при совершении покупки. То есть, если просто провести карту через торговый терминал, с нее деньги не спишутся. Необходимо ввести пин-код, и при этом, как я уже говорил, желательно прикрывать клавиатуру рукой.
Скимминговое оборудование здесь может использоваться?
В сетях магазинов, я думаю, этого не будет, там все на виду, и появление нештатного устройства на кассе сразу вызовет подозрение. Кроме этого, если вы поймете, что с вашей картой были совершены какие-то манипуляции, вы сразу вспомните, где расплачивались с помощью карты. Необходимо сообщить об этом в ближайший филиал Сбербанка или по телефону 8-800-555-55-50, незамедлительно приедут сотрудники банка и разберутся в ситуации.
Все большую популярность получают покупки и платежи через Интернет. Как обезопасить себя здесь?
Да, риски при совершении операций через Интернет, безусловно, есть, и они всегда будут. Это и компьютерные вирусы, и фальшивые интернет-магазины. Поэтому для покупок через Интернет я бы порекомендовал завести отдельную карту и при необходимости проведения платежа переводить на нее нужную сумму с основной карты. Лучше расплачиваться с карты-дублера, чем рисковать потерять средства, лежащие на основной карте.
Сбербанк предлагает оплачивать услуги на своем сайте. Но сейчас нельзя ручаться ни за один ресурс — любой может подвергнуться взлому. И фишинг тоже набирает обороты...
Сайт Сбербанка серьезно защищен. Единственная возможность стать жертвой мошенников - это зайти на сайт-клон (тот самый фишинг, когда у вас выманивают пароли и данные карты). По внешним признакам его простому человеку сложно отличить от оригинала. В первую очередь, надо заходить в «Сбербанк-онлайн» с главного сайта банка (www.sberbank.ru), а не по ссылкам в интернете. Обратите внимание на адресную строку. Там должно быть написано https//esk.sbrf.ru. Буква s в начале строки означает «секьюрити», то есть соединение установлено по безопасному каналу. Пароль в «Сбербанк-онлайн» запрашивается один раз. Если происходит множественный запрос, то, скорее всего, сайт липовый. Нужно быть очень внимательным. Я вас уверяю: 99 процентов случаев мошенничества становится возможным только из-за невнимательности и доверчивости самих клиентов.
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 30.08.2010 г.
Комментарии