Эдуард Владимирович, вкратце охарактеризуйте все республиканское дорожное хозяйство. Где в регионе дороги хуже, а где лучше?
Термин «рейтинг качества автодорог» в дорожной отрасли не употребляется. Для анализа капитальности дорожной сети, как правило, применяются данные о доле дорог с твердым покрытием — асфальтобетон, гравий или щебень. Их больше всего в Сыктывкаре, Прилузском, Сысольском, Корткеросском, Усть-Вымском, Троицко-Печорском, Сосногорске и Ухте, где все дороги имеют твердое покрытие. Наименьший показатель - у Койгородского (54 процента), Усть-Цилемского (78 процентов) и Удорского (80 процентов) районов.
Если сравнивать показатели по доле республиканских дорог с асфальтобетонным покрытием, то лидерами являются Сыктывкар (100 процентов), Прилузский (98 процентов), Корткеросский (93 процента) и Сысольский (93 процента) районы. Меньше всего асфальта в Усть-Цилемском (16 процентов), Вуктыльском (32 процента) и Печорском (40 процентов) районах.
В целом по автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, имеющим протяжение 4793,5 километра, протяженность дорог с твердым покрытием составляет 4310 километров (90 процентов), а с усовершенствованным - 3000 километров (62,5 процента). Не соответствующими нормативным требованиям признаны 55,14 процента общей протяженности.
По автодорогам общего пользования местного значения, имеющим протяжение 1864 километра, протяженность дорог с твердым покрытием составляет 1321,2 километра, а с усовершенствованным - 977,1 километра. На сегодня, не соответствуют нормативным требованиям 60 процентов дорог.
Прогноз доходов территориального дорожного фонда и объема средств, которые будут ежегодно выделять на ремонт автодорог, позволяет сделать вывод, что даже до 2020 года существенно улучшить состояние автодорог нам не удастся, поскольку ежегодно нарастающий недоремонт «обгоняет» прирост автодорог, приводимых в нормативное состояние за счет реконструкции, капитального ремонта и ремонта. При ежегодной потребности средств на ремонт в объеме 6-6,5 миллиарда рублей в настоящее время выделяется только шестая часть. Поэтому так важно сохранять дороги, регулировать движение тяжеловесного автотранспорта, ограничивать его движение в весенний и осенний периоды. В целом, к 2020 году доля дорог с ненормативным состоянием должна снизиться до 49-50 процентов.
На каких участках сосредоточены основные усилия по строительству дорог в этом году?
В 2013 году на строительство и реконструкцию автодорог и сооружений планируем направить 1 миллиард 877,946 миллиона рублей. Этот объем финансирования позволит закончить строительство и ввести в эксплуатацию 95,8 километра дорог, 18 мостов общей протяженностью 624,4 метра и 8 труб, общей длиной 136,6 метра, а также продолжить работы на объектах, ввод в эксплуатацию которых намечен на последующие годы.
Мы завершаем работы по строительству участков от поселка Керки до поселка Малая Пера протяженностью 61,3 километра автодороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск - Нарьян-Мар и между поселками Вежайка и Вожский протяженностью 31,4 километра автодороги Айкино — Кослан. На этих участках ведутся работы по устройству основания под дорожную одежду. Продолжаются работы по строительству участка между поселками Каджером и Чикшино в Печорском районе, завершить которые мы планируем в 2014 году.
В этом году также реконструируют подъезд к селу Ыб от трассы «Вятка» протяженностью 1,8 километра. В 2013-2014 годах планируем выполнить работы по строительству объездной дороги села Корткерос протяженностью 6,134 километра.
В прошлом году на строительство и реконструкцию дорог израсходовали 1 миллиард 382,976 миллиона рублей. При этом ввели в эксплуатацию 13,3 километра дорог. Это участок дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск - Нарьян-Мар между поселками Каджером и Чикшино.
В 2014 году на эти цели собираемся направить 889,695 миллиона рублей. Планируемый ввод автодорог и искусственных сооружений при этом должен составить 29,35 километра и 235,33 погонных метра.
А сколько стоит построить в Коми один километр дороги?
Усредненная стоимость строительства одного километра дороги с асфальтобетонным покрытием в ценах 2012 года, рассчитанная на основании стоимости строящихся в настоящий момент республиканских дорог, составляет от 50 миллионов рублей - в зависимости от ее категории и искусственных сооружений на ней.
Площадь Коми сопоставима по площади с такими европейскими странами, как Германия, Норвегия, Швеция. Норматив на строительство дорог не рассчитывается, так как на стоимость сильно влияют категория дороги, тип дорожной одежды (капитальный, облегченный, переходный, низший), расположение объекта и рельеф местности. В каждом районе своя транспортная схема доставки строительных материалов, возможность добычи песка, песчано-гравийной смеси, пригодного щебня.
Основными затратами при строительстве дорог в условиях Коми являются подготовительные работы (отвод земли, очистка полосы отвода от растительности, перенос имеющихся коммуникаций), земляное полотно (стоимость дренирующих грунтов необходимых для отсыпки), дорожная одежда (стоимость и транспортировка к месту производства работ щебня, асфальтобетонной смеси, битума), строительство искусственных сооружений — мостов и труб.
Кроме строительства новых дорог какие еще условия создаете для водителей, чтобы они чувствовали себя комфортнее в пути?
В числе наших приоритетных проектов на этот год - программа строительства и реконструкции придорожных площадок отдыха водителей. Мы планируем создать на автодороге Сыктывкар – Ухта три новых площадки, где будут зоны стоянки автомобилей, отдыха с беседками, столами и скамейками, туалеты. На некоторых стоянках будут предусмотрены зоны технического осмотра с эстакадой. Завершить работы на этих объектах планируем в сентябре-октябре.
Как обстоит дело с ремонтом дорог?
В этом году мы собрались отремонтировать 124,4 километра автодорог, три водопропускные трубы, общей длиной 82,6 метра и четыре моста протяженностью 109,8 метра. Общий объем средств, выделяемых из республиканского бюджета на эти цели, включая затраты на проектно-изыскательские работы, составляет 964,388 миллиона рублей.
С установлением благоприятных дорожно-климатических условий дорожники приступили к работам по ямочному ремонту и ремонту покрытия «картами». В южных районах - Койгородском, Прилузском, Сысольском - предусмотренные контрактами работы по устройству «карт» выполнены полностью, завершается ямочный ремонт. В целом по республике по состоянию на 6 июня выполнен ямочный ремонт на площади 54852 квадратных метров (36 процентов от годового объема), ремонт покрытий «картами» на площади 37320 квадратных метров (29 процентов от годового задания). В целом темпы этих видов работ выше, чем в прошлом году.
Основные ремонтные работы в 2013 году будем производить на автодороге Сыктывкар - Ухта, где предстоит завершить ремонт участков общим протяжением 87,036 километра, автодорогах левобережья Печорского района — 14,56 километра, автодороге Сыктывкар - Троицко-Печорск на территории Усть-Куломского района - 9,75 километра, автодороге Усинск - Харьяга - 6,35 километра с заделом еще на 8 километров. На обходе Сосногорска предстоит отремонтировать два участка протяжением 6,3 километра. Также планируем начать капитальный ремонт 15-километрового участка подъездной автодороги к селу Чухлом. Все работы должны завершить до 30 сентября, ремонт подъезда к Чухлом закончим в 2014 году.
В прошлом году мы отремонтировали 126,09 километра автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Кроме того, выполнен ремонт асфальтобетонных покрытий «картами» на площади более 145 тысяч квадратных метров и ямочный ремонт на площади 135825 квадратных метров.
В 2014 году на ремонт и капитальный ремонт автодорог и дорожных сооружений планируется выделить 1 миллиард рублей. Окончательный перечень объектов будет сформирован в августе — сентябре.
Какие новые технологии использует дорожное агентство на объектах строительства и ремонта автомобильных дорог?
В этом году мы планируем применить впервые ряд новых технологий. Так, при ремонте дороги Сыктывкар – Троицко-Печорск на участке Кырныша — Помоздино выполним опытно-экспериментальное внедрение технологии использования техногенных грунтов (известняковая пыль), образующихся в результате производственной деятельности ОАО «Монди СЛПК». Этот материал служит для частичной замены цемента, используемого при ресайклировании асфальтобетонного покрытия. Это может дать экономию при капитальном ремонте одного километра до 250 тысячи рублей.
При ремонте дороги Усть-Уса – Усинск решили использовать технологию устройства слоев дорожных одежд из горячих плотных и пористых асфальтобетонных смесей с армирующим полимерным волокном «Forta FI». Материал представляет из себя смесь двух типов волокон из полипропилена и арамида различной длины. Он предназначен для добавления в асфальтобетонную смесь для предотвращения отраженного трещинообразования, смещения и колееобразования под влиянием эксплуатационных нагрузок. Это позволит увеличить межремонтные сроки службы асфальтобетонного покрытия.
Какие аварийные мосты в республике заменят на капитальные?
Программой дорожных работ предусмотрена замена аварийных мостов на капитальные в Удорском, Усть-Куломском, Княжпогостком и Койгородском районах.
В текущем году будут сданы 18 мостов общей протяженностью 624,4 метра.
В ноябре 2013 года завершим строительство нового моста через реку Прупт длинной 125 погонных метров на дороге Керчомъя - Дзель, возводить который начали в ноябре прошлого года. На сегодняшний день оборудовали опоры, выполнили монтаж балок пролетного строения и их омоноличивание, приступили к устройству выравнивающего и защитного слоев проезжей части. После паводка начнутся работы по отсыпке подходов, конусов и дамбы. Длина нового железобетонного моста составит 126,3 метра. Его стоимость - 204,738 миллиона рублей.
В сентябре завершим строительство нового мост ачерез реку Ачим на автодороге Сыктывкар - Ухта. Общая его стоимость составляет 136,346 миллиона рублей. В этом году планируем освоить 20,025 миллиона рублей, которые направим на устройство проезжей части моста и асфальтобетонного покрытия на подходах к нему, протяженностью 1,32 километра, а также укрепительные работы на подходах к мосту.
Также в этом году планируем начать и в 2014 году закончить реконструкцию мостов через реки Лек-Кем и Кажым на 136-м километре дороги Визинга — Кажим.
В настоящее время отремонтирован мост через реку Косью на 262-м километре автодороги Сыктывкар - Троицко-Печорск.
На ваш взгляд, насколько качественно в прошлом году провели строительство и ремонт дорог? Сколько километров забраковано?
Строительные работы на введенных в эксплуатацию участках автодорог в 2012 году выполнили в срок и с надлежащим качеством. Это подтвердили органы государственного строительного надзора.
На ремонте 4,5-километрового участка автодороги Сыктывкар - Троицко-Печорск в Усть-Куломском районе из-за брака не приняли работы по устройству асфальтобетонного покрытия на сумму 17,4 миллиона рублей. Кроме того, подрядчику предъявили неустойку за незаконченную работу на объекте в объеме более двух миллионов рублей. При ремонте автодороги Язель - Позялэм в Сыктывдинском районе не приняли 400 метров некачественно сделанного покрытия. Подрядчик переделал бракованный участок за свой счет.
Стоит добавить, что общий объем экономических санкций, примененных к подрядчикам за некачественное содержание и ремонт автодорог, в прошлом году превысил двадцать миллионов рублей.
С 1 января 2014 года во всех муниципалитетах Коми, в собственности которых есть автомобильные дороги общего пользования местного значения, должны быть созданы муниципальные дорожные фонды. В чем их польза для региона?
Основным плюсом создания муниципальных дорожных фондов является то, что в местные бюджеты будут закладываться целевые средства на ведение дорожной деятельности, то есть на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог местного значения. Во-вторых, в законе прописано, что бюджетными ассигнованиями муниципального дорожного фонда, невостребованными в текущем финансовом году, можно воспользоваться в следующем. Это гарантирует муниципалитетам республики некую стабильность и предсказуемость финансового обеспечения на дорожную деятельность. Кроме того, это дает главе администрации возможность заглядывать вперед, планировать и знать, что можно, например, заказывать вовремя проектную документацию. Все это должно повлиять на принятие качественных управленческих решений и эффективность их реализации.
В Сыктывкаре в этом году хотели установить рубежи контроля для фиксации нарушений ПДД. Когда и где они появятся?
Между «Дорожным контролем» и ОАО «Ростелеком» заключен государственный контракт о производстве монтажа и пуско-наладочных работах стационарного оборудования фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые собираются завершить во втором полугодии этого года. В планах установить 17 рубежей контроля. Это поворот на поселок Верхний Чов, третий и восьмой километры Октябрьского проспекта, у тепличного комплекса на улице Тентюковской, у пивзавода на Октябрьском проспекте, возле оранжереи в местечке Дырнос, у железнодорожных переездов через улицу Ручейную и Сысольское шоссе, у совхоза в местечке Кочпон, у «кольца» ЛДК, на улице Лесопарковой, у дома №37 по Сысольскому шоссе, на перекрестках Октябрьского проспекта и улицы Орджоникидзе, улиц Орджоникидзе и Первомайской, Октябрьского проспекта и улицы Катаева, улиц Коммунистической и Карла Маркса, улиц Первомайской и Коммунистической.
Фото с сайта dorkomi.ru
Владилен Олофинский
Комментарии