Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Четверг, 27 Март 2008, 09:00 1280 0

Интервью председателя комитета Госсовета Коми по социальной политике Ольги Савастьяновой

Для того чтобы быть по-настоящему современной компанией, сегодня уже недостаточно постоянно наращивать прибыль, поднимать зарплату сотрудникам и иметь великолепный офис. Для успешного ведения бизнеса значимым фактором становится деловая репутация, а социальная ответственность - все более важной категорией для российских предпринимателей. Насколько развита социальная ответственность бизнеса в Коми, в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказала председатель комитета Государственного Совета республики по социальной политике Ольга Савастьянова.

Ольга Викторовна, сегодня в стране активно пропагандируется социально ответственный бизнес. Скажите, что содержит в себе это понятие?

Действительно, в последнее время очень много внимания уделяется этому направлению. Однако сегодня, говоря про социальную ответственность бизнеса, очень часто сталкиваешься с практикой, что многие под этим термином понимают вопросы какой-то помощи, чаще просто благотворительность. Конечно, это понятие более широкое, и я считаю, что держится оно на трех основных составляющих.

Во-первых, это ответственность работодателя перед своим работником. Принимая специалиста к себе на работу, работодатель обязан обеспечить его рабочим местом, достойной заработной платой и безопасными условиями труда. Для нашего российского общества сегодня это действительно серьезная проблема, так как, к примеру, у нас очень большой процент травм и гибели на производстве (эти цифры в 4 раза больше, чем в странах Европы), и зависит это часто оттого, что на производстве нет элементарных условий труда.

Во-вторых, насколько ответственен работодатель перед своим коллективом. Сегодня руководитель должен быть заинтересован, чтобы его сотрудники имели хорошее, не только физическое здоровье, а для этого он может обеспечивать их помимо отпуска санаторно-курортным лечением, а также предусмотреть различные, в том числе семейные, формы отдыха.

И третья очень важная составляющая — это ответственность бизнесмена перед регионом, в котором функционирует его предприятие. Я считаю, что все эти составляющие входят в понятие «социальная ответственность бизнеса» и не могут действовать одна без другой, так как нельзя быть «немножко» ответственным руководителем бизнеса.

Насколько развит социальный бизнес в нашем регионе? Как Вы в целом можете охарактеризовать «продвинутость» компаний республики в вопросах социальной ответственности?

Утверждать, что социально ответственный бизнес сегодня полностью сформировался в нашем регионе, пока я не могу. Однако с уверенностью могу заявить, что в Коми появились достаточно устойчивые тенденции для его развития. Хотя социальный бизнес как приоритет нигде не обозначен, его с уверенностью можно назвать пятым национальным проектом, потому что работы в этом направлении сегодня ведется действительно много.

Причем нужно отметить, что достаточно большие успехи в этом направлении делают крупные компании республики. И это не случайно, так как здесь присутствуют также вопросы экономической выгоды. Это предприятия, которые пришли надолго и у них серьезные перспективы, они, соответственно, заинтересованы, чтобы население региона имело высокий уровень жизни и достаточно высокий уровень потребления. Если ты сегодня заботишься о своих работниках, создаешь им соответствующую атмосферу, то понятно, что завтра производительность труда на этом предприятии будет выше. В целом крупных предприятий в Коми не так уж много, а обращается к ним за помощью практически вся республика, поэтому понятно, что, имея даже самые хорошие результаты прибыли, всем помочь не возможно.

Гораздо сложнее сегодня приходится малому бизнесу. Однако я думаю, что эти предприятия не делают многого не потому, что они безответственны, а потому что они находятся больше в режиме выживания. И не могу не сказать, что в последнее время при организации каких-либо социальных мероприятий такие предприятия практически не отказывают в помощи. Поэтому у меня складывается впечатление, что сейчас трудно найти организацию, которая не помогала бы региону в решении каких-либо проблем, и из года в год растет количество социально ответственных бизнесменов.

Какие предприятия региона, работающие в этом направлении, Вы могли бы отметить?

Ну, к примеру, ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Ведь не случайно во время проведения парламентской ассоциации Северо-Запада по вопросам охраны труда мы специально выезжали к ним. И я считаю, что как раз на этом предприятии достойные условия труда и, как следствие, хороший результат проделанной работы. За прошедший год ни одного несчастного случая на производстве. К тому же в прошлом году в Коччойяге на своей базе отдыха они открыли дополнительный корпус для того, чтобы семьи и детишки могли отдыхать практически круглогодично. В целом, Сыктывкарский ЛПК постоянно принимает участие в различных социальных программах региона.

Если взять ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», то у них есть собственный благотворительный фонд, есть программа негосударственного пенсионного обеспечения. Думаю, если мы посмотрим на другие крупные предприятия, то по каждому из них мы сможем привести достойные примеры и благотворительности, и социальной ответственности.

Составляющими социально ответственного бизнеса являются благотворительность и спонсорство. Насколько эти направления развиты в нашем регионе?

Сегодня в России практически 70 процентов предприятий занимаются благотворительностью, в стране создано более 100 именных благотворительных фондов. Если мы возьмем пример Республики Коми, то не случайно сегодня решением правительства региона организован специальный республиканский конкурс «Лучший благотворитель», который показывает, как предприятия региона участвуют в решении серьезных социально-экономических проблем, как вкладываются в развитие региона, насколько проекты, которые они реализуют, являются приоритетными.

В целом можно отметить, что сегодня ни одно республиканское мероприятие не проходит без участия в нем бизнеса. Либо меценаты, либо спонсоры обязательно в них участвуют. Ежегодно порядка 300 миллионов рублей тратят предприятия на благотворительную и спонсорскую деятельность.

Скажите, насколько сегодня урегулирована нормативно-правовая база по этим вопросам? Требуется ли ее доработка?

Решение многих вопросов по этому направлению лежит в сфере федерального законодательства, и я считаю, что здесь есть серьезные перспективы для работы. К примеру, нельзя формировать социально ответственный бизнес, исходя из представлений и понимания самих руководителей, должны быть условия и законодательно закрепленные меры, которые бы стимулировали менеджеров к определенным позитивным действиям. Эти меры могут быть как морального, так и материального стимулирования. Например, почему бы за серьезно организованную благотворительную помощь не назвать школу или улицу в честь благотворителя? В целом, если рассматривать благотворительность, то с экономической точки зрения меры стимулирования этой деятельности крайне слабые. Поэтому необходимо совершенствовать законодательство в этой области. Для нас решение этих задач является актуальным.

Также очень важно, чтобы в их решении принимало участие не только государство, но и гражданское общество. В этом году отделение Союза женщин столицы «Женщины города Сыктывкара» объявило конкурс предприятий и организаций города на лучшую постановку семейной политики в трудовом коллективе «Семья — наша опора». Этот конкурс очень важен тем, что можно создать интересную социальную копилку успешной практики предприятий, а с другой стороны, — отметить и поощрить лучших, тем более что 2008 год объявлен Годом Семьи. Также в рамках комитета по социальной политике мы планируем провести круглый стол с бизнесменами и обсудить, как они понимают собственную социальную ответственность, что могут предложить по своему участию в Годе Семьи. Уверена, что конкретные предложения по развитию законодательства мы услышим.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама