Понедельник, 6 октября, 2008, 09:43 1567 0

Дезинфицирующие вещества делают бактерии устойчивыми к антибиотикам

Средства для дезинфекции, призванные уничтожать бактерии, на самом деле могут делать их сильнее, увеличивая устойчивость микробов к лекарствам. К такому выводу пришла группа американских и французских исследователей, говорится в статье, опубликованной в журнале Microbiology.

Как пишут РИА Новости, ученые обнаружили, что низкие концентрации дезинфицирующих веществ, так называемых биоцидов, могут сделать одну из самых опасных для человека бактерий — золотистый стафилококк — устойчивой к антибиотикам. Биоциды используются в дезинфицирующих и антисептических веществах, чтобы убивать микробов. Они применяются для уборки в больницах и дома, стерилизации медицинского оборудования, очистки кожи перед хирургическими манипуляциями.

«Бактерии, такие как стафилококк, производят белки, которые могут «выкачивать» различные токсичные вещества из клетки, препятствуя антибактериальному эффекту и делая их устойчивыми к антибиотикам», — говорит ведущий автор исследования, доктор Гленн Каатц из Медицинского центра Управления по делам ветеранов в Детройте. Он и его коллеги помещали золотистые стафилококки, взятые из крови пациентов, в среду с низкой концентрацией дезинфицирующих веществ, которые часто используются в больницах.

Результаты показали, что среди стафилококков появились мутанты, обладающие большим числом «откачивающих» токсины белков. «Мы обнаружили, что воздействие низких концентраций широкого спектра биоцидов приводит к появлению устойчивых мутантов. Число «откачивающих белков» у бактерий увеличилось. Поскольку они также могут избавлять клетки от некоторых антибиотиков, патогенные бактерии с большим количеством «насосов» становятся угрозой для пациентов, так как они более устойчивы к лечению», — сообщил исследователь.

По его словам, постоянное воздействие дезинфицирующих веществ, например, во время уборки, может создать штаммы бактерий, которые способны сопротивляться антибиотикам. Они могут стать значимым компонентом внутрибольничных инфекций. Авторы исследования призывают более осторожно использовать как антибиотики, так и антисептики.