Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 17 февраля, 2009, 18:03 1201 0

В Сыктывкаре предлагают «защитить» отдельные статьи Конституции Республики Коми

В Сыктывкаре предлагают «защитить» отдельные статьи Конституции Республики Коми. Такое мнение высказали участники «круглого стола», посвященного 15-летию принятия основного закона республики. В мероприятии приняли участие представители законодательной, исполнительной и судебной властей Коми, ученые, студенты и аспиранты юридических факультетов сыктывкарских вузов.

Первый заместитель главы Коми Павел Орда в начале заседания зачитал приветственный адрес руководителя республики Владимира Торлопова, в котором отмечалось, что принятие 17 февраля 1994 года третьего по счету основного закона Коми стало знаковым событием. «Впервые за всю историю наша Конституция была разработана в самой республике. В ней учитывались региональные особенности, отражались основные тенденции современного витка ее развития. В соответствии с ней были образованы новые институты власти — глава Республики Коми, Государственный Совет, правительство, Конституционный суд, местное самоуправление, а также утверждены герб, флаг и гимн. Все это позволило обеспечить политическую стабильность в обществе, право на частную собственность, защитить принципы политического, идеологического, экономического плюрализма, свободу совести и вероисповедания», — сообщалось в адресе.

Председатель Государственного Совета Коми Марина Истиховская в своем выступлении рассказала участникам мероприятия об изменениях, которые вносились в текст Конституции республики в связи с новациями федерального законодательства и новыми явлениями в общественно-политической жизни региона. Она призвала представителей общественности принять участие в подготовке предложений по совершенствованию нынешнего основного закона Коми.

Председатель Конституционного суда Коми Юрий Гаврюсов рассказал о роли Конституции Коми 1994 года в становлении и развитии и государственности в республике за последние 15 лет. Он отметил, что проект Конституции принимался в условиях широкой демократизации общественной жизни, возрождения политической активности масс, а также под влиянием Союзного и Федеративного договоров, декларации о суверенитете Республики Коми. Как считает Ю.Гаврюсов «в целом, Конституция 1994 года предстает цельным добротным нормативным актом, отвечающим требованиям международного права и Конституции РФ, однако к настоящему времени она утратила свои положительные качества». Как пояснил он, основной закон Коми был вынужден меняться с ходом интенсивного развития правовой реальности России, произошедшей в последние полтора десятилетия.

Проблему суверенитета республики и прав коренных народов на самоопределение поднял доктор исторических наук, заместитель директора института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Александр Попов. По его мнению, коми народ, получивший после Октябрьской революции 1917 года право на самоопределение, практически утратил его за годы сталинских репрессий. К концу советского периода многие коренные народы России оказались в меньшинстве в собственных титульных регионах. «Но коми народ получил в своей Конституции подтверждение права на самоопределение, — отметил он. — В республике реализуются договорные отношения между коренным народом и органами государственной власти, зафиксированные в основном законе — это право законодательной инициативы, предоставленное общественному движению «Коми войтыр». Это прецедент в российском законодательстве».

Председатель комитета Госсовета Коми по законодательству и местному самоуправлению Валерий Жилин рассказал участникам мероприятия о том, что за 15 лет, минувших с момента принятия основного закона республики, депутаты Госсовета приняли более 1300 законов и более 1200 постановлений. Так, на одном из заседаний сессии Госсовета Коми в ноябре 2008 года парламентарии смогли в один день утвердить рекордное количество законопроектов — 37, а также проектов постановлений — 19.

Старший преподаватель региональной академии государственной службы и управления при главе Коми В.Попова в своем докладе указала, что при разработке проекта Конституции невозможно заранее учесть изменения в обществе, которые будут происходить со временем. «Эти выводы относятся не только к федеральной Конституции, но и к уставам и конституциям субъектов России», — отметил она.

Одним из слабых мест основного закона Коми В.Попова назвала автоматическое предоставление органам власти и лицам, владеющим правом законодательной инициативы, права на внесение предложений об изменениях и дополнениях в текст Конституции Коми. По ее словам, зарубежный опыт, а также конституции некоторых национальных субъектов РФ, не содержат положений о предоставлении такого права, например, конституционным судам. По мнению докладчика, следует оставить право внесения изменений в Конституцию Коми за главой республики, Госсоветом и комитетами Госсовета Коми, а также межрегиональным общественным движением «Коми войтыр». «А вот у спикера Госсовета, президиума и комиссий Госсовета, а также правительства Коми и Конституционного суда республики право подобной законодательной инициативы нужно отнять» — считает В.Попова. Докладчица также предложила лишить права инициировать изменения в основном законе Коми советы муниципальных образований региона.

В.Попова утверждала изменения в 102 статью Конституции Коми, чтобы предложения о внесении поправок в 1, 2 и 8 главы основного документа республики имели поддержку не менее 100 тысяч избирателей региона, а закон о внесении изменений заручился поддержкой трех четвертей от установленного числа депутатов Госсовета республики (сейчас — двух третей).

В ходе обсуждения прозвучавшего предложения спикер Госсовета М.Истиховская поддержала предложение В.Поповой и отметила, что в течение последних лет депутаты регионального парламента отклоняли предложения о расширении круга субъектов, имеющих право законодательной инициативы.

В последующем обмене репликами депутат Госсовета Коми Юрий Сарычев напомнил участникам о взаимосвязи экономического и политического развития территории и призвал консолидировать усилия для нового социально-экономического скачка.

Первый заместитель председателя Госсовета Коми Валерий Марков в порядке ответа на прозвучавшие высказывания о несовершенстве нынешней Конституции Коми поведал о том, что в 1994 году Верховным Советом республики обсуждались два проекта основного закона Коми. «Второй проект предполагал парламентскую республику с номинальным президентом, который в случае кризиса становился арбитром в ситуации. Такая система действует и сейчас в Венгрии и Финляндии. Все было не просто в то время, нынешняя Конституция рождалась в бурных спорах», — заключил он.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама