Жителей городов Коми обвешивают и обсчитывают чаще, чем сельчан. К такому выводу пришли в управлении Роспотребнадзора по Коми по итогам обследования населения на знание основ в сфере защиты прав потребителей. Исследование проводилось во всех городах и районах республики.
Как говорится на официальном сайте управления, в ходе опроса выяснилось, что с приобретением некачественных товаров и услуг столкнулись 77 процентов опрошенных. Каждый пятый заявил, что его права нарушались при покупке товара, каждый шестой — при оказании услуг. Почти половина респондентов сообщила, что их обвешивали и обсчитывали. За обман и обсчет потребителей Роспотребнадзор Коми вынес в прошлом году 98 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 130,5 тысячи рублей, в том числе 2 — в отношении юридических лиц.
Как показал опрос, только треть опрошенных при покупке читает информацию на этикетке товара. При этом, чем выше уровень образования респондентов, тем чаще они обращаются к информации на упаковке. Данные о сроке хранения, вопреки стереотипу, не всегда является определяющей для принятия решения о покупке товара. В 2008 году продукты с истекшим сроком годности приобретали более трети респондентов. А в Удорском и Прилузском районах их оказалось более 50 процентов.
При приобретении продуктов питания горожане чаще, чем сельские жители сталкиваются с продуктами ненадлежащего качества. Больше всего жалоб поступило на молочную (27 процентов опрошенных) и мясную продукцию (15,2), а также рыбу (12,2), рыбные консервы и пресервы (6,9). Респонденты чаще всего называли производителем некачественной молочной продукции кировских производителей, а мясной — московских.
Чаще всего с низким качеством непродовольственных товаров потребители имели дело при покупке обуви, бытовой техники и мобильных телефонов. Большинство респондентов не пытались отстаивать свои права, ссылаясь на отсутствие времени и желания. Примерно каждый десятый не хотел конфликтовать. Городские покупатели чаще, чем сельские самостоятельно устраняли дефект товара, и поэтому не обращались с претензией к продавцу. А сельчане чаще, чем горожане не могли вернуть некачественный товар или получить за него деньги, так как покупали товар в другом населенном пункте.
*** В опросе приняли участие 2500 жителей республики. Доля городского населения составила 76 процентов, сельского — 24 процента, пенсионеров -18,2 процента. Средний возраст опрошенных — 42 года.
Комментарии