Плата за жилищно-коммунальные услуги в Воркуте превышает московскую в пять раз. «Независимая газета» проанализировала, что изменится после внедрения в городе энергоэффективных технологий.
В 2009 году Воркута наряду с Тюменью, Апатитами и Казанью была выбрана пилотной площадкой для проекта «Энергоэффективный квартал» («Энергоэффективный город») – одного из шести направлений рабочей группы по энергоэффективности при президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Осенью институт Гипрокоммунэнерго в сотрудничестве с городской администрацией, республиканским комитетом по энергосбережению и Комплексными энергетическими системами приступил к разработке специальной программы повышения энергоэффективности Воркуты. Презентация ее первого этапа состоялась 14 апреля 2010 года. Уникальность проекта «Воркута – энергоэффективный город» именно в том, что исследование такого масштаба проводилось в российском муниципальном образовании впервые.
Ситуацию с коммунальным комплексом в Воркуте определяют два базовых фактора. Прежде всего, фактическая численность населения города не соответствует мощности его инфраструктуры. Водоканал и системы энергоснабжения Воркуты рассчитаны на 300 тысяч человек, но к началу 2010 года в городе проживали порядка 80 тысяч. Многоквартирные дома заселены крайне неравномерно, есть здания, где пустует треть жилой площади, и все эти пустующие квартиры продолжают отапливаться. В результате объем установленной тепловой мощности на одного жителя Воркуты в 2009 году превышал среденероссийский уровень в 5,5 раза. Если тенденция к сокращению населения сохранится, то к 2015 году этот разрыв увеличится до 7,5 раза. Город вынужден содержать избыточную инфраструктуру. В течение 20 лет не происходило ее кардинального обновления. Многие системы изрядно деградировали. Традиционным показателем эффективности работы внутридомовых систем отопления является уровень «теплосъема», то есть разница температур входящей и обратной воды. В 1990 году она составляла порядка 18–19 градусов, а сегодня «теплосъем» не превышает 5 градусов.
Прямыми последствиями этих первичных проблем являются высокие тарифы. Согласно проведенным социологическим опросам, «коммунальная нагрузка» на одного жителя Воркуты почти в 5 раз превышает московскую. Плата за жилищно-коммунальные услуги достигает 35 процентов дохода средней воркутинской семьи. Выросли неплатежи, которые частично компенсирует региональный бюджет. К 1 января 2010 года дебиторская задолженность населения составила 2 миллиарда рублей (без бюджетной поддержки она была бы почти в два раза больше).
Естественно, что в таких условиях никаких стимулов учитывать потребленные ресурсы и экономить на потреблении у населения нет. Исследования демонстрируют, что менее 10 процентов воркутинцев используют какие-либо формы оптимизации своего собственного бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг.
При всей неэффективности использования ресурсов в ходе проведенного Гипрокоммунэнерго обследования в городе был выявлен огромный потенциал для улучшений.
Во-первых, существенного сокращения издержек и повышения эффективности можно добиться, оптимизировав теплоснабжение города, где основными источниками тепла являются ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и центральная водогрейная котельная. Резерв тепловой мощности в Воркуте в ряде случаев в 3 раза больше, чем необходимо для нормального функционирования всей системы. Кроме того, ее топливный баланс на 44 процента состоит из мазута, который в настоящее время является одним из самых дорогих видов топлива.
Предлагаемые решения позволяют уменьшить действующие резервы и выйти из мазутной зависимости. Тактический вариант предполагает увеличение тепловой мощности ТЭЦ-1 и консервацию основной мощности центральной водогрейной котельной с переводом остальной в пиковый режим. Эти действия позволят сократить постоянные и переменные затраты на 300 миллионов рублей в год. Потребление мазута снизится в 10 раз. Объем инвестиций в этот проект составляет порядка 490 миллионов рублей. Стратегическое решение включает проектировку и строительство новой теплотрассы от высокоэффективной, но удаленной от города ТЭЦ-2.
Как показали результаты исследования, уровень потерь на магистральных сетях Воркуты не превышает 5 процентов, на магистральных – 15 процентов. Поэтому программа включает лишь установку частотно регулируемых приводов на насосы горячего водоснабжения без масштабных мероприятий по модернизации теплосетевой инфраструктуры. Состояние электрических сетей в Воркуте пока удовлетворительное.
Во-вторых, необходимо существенно оптимизировать потери и расходы на транспортировку воды в системе водоснабжения. Сейчас уровень потерь составляет 29 процентов, что существенно выше нормы. На данный момент предлагается оснастить насосы холодного водоснабжения частотно регулируемыми приводами. При затратах 27 миллионов рублей на их установку среднегодовой эффект составит 13 миллионов.
В-третьих, самый большой потенциал энергосбережения находится на стороне потребителей. Избыточная жилищная инфраструктура, большое количество пустующих, но отапливаемых помещений, низкое качество жилых зданий, отсутствие средств учета и регулирования энергопотребления, неэффективность мер социальной поддержи, неплатежи создают замкнутый круг.
Что касается приборов учета, то Воркута должна стать первым городом в России, где реализуют проект Smart Metering (умный учет и система регулирования) в теплоснабжении. На начальном этапе такая система будет установлена в 30 зданиях, прежде всего девятиэтажках. Она обеспечит дистанционное снятие показаний приборов учета и возможность дистанционного регулирования объема тепла, которое попадает в дом. За счет такой «тонкой настройки» возможно получить от 10 до 15 процентов экономии энергоресурсов. В случае успеха ею будут оснащены еще 100 многоквартирных зданий.
Общий объем инвестиций в программу «Воркута – энергоэффективный город» оценивается в размере от 1,5 до 3,5 миллиарда рублей. Ее финансирование планируется обеспечивать за счет самых различных источников – как бюджетных средств, так и частных инвестиций.
В случае планомерной реализации всех мероприятий программы общий экономический эффект превысит 500 миллионов рублей в год. Однако главная цель – уменьшить стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения. По итогам выполнения всех мероприятий ожидается, что доля платы за ЖКУ в бюджете воркутинской семьи сократится с нынешних 33–35 процентов до 20–22 (это средний российский уровень). Экономия электрической энергии составит 50 процентов потребление тепловой энергии снизится почти на 40 процентов, потребление воды – примерно на 20 процентов.
Комментарии