В 2006 году участники книжного рынка прогнозируют, что число выпущенных в стране книг, брошюр и прочей продукции преодолеет исторический рубеж в 100 тыс. наименований. В 2005 году этот показатель составил около 95 тысяч Темпы роста рынка, по различным данным, несколько последних лет держатся на уровне 10-20 процентов, и в денежном выражении ежегодный оборот составляет 1,5-2 миллиарда долларов.
Однако, как пишет РБК, отечественное книгоиздание сталкивается с серьезными трудностями. Среди основных факторов, которые негативно влияют на динамику развития российского книжного рынка, эксперты выделяют слабую маркетинговую стратегию издательств и дистрибьюторов по продвижению продукции к покупателю, а также неразвитость торгово-розничной региональной сети при ее оправданно высокой концентрации в центральных областях страны. Почти 70% книжного рынка России сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.
Это ведет к кризису перепроизводства, сокращению тиражей, низкой рентабельности и непрозрачности рынка и, как следствие, почти полному отсутствию серьезных инвестиций в отрасль, как отечественных, так и зарубежных. Из-за отсутствия рекламной стратегии продвижения сокращается число потребителей, несмотря на относительный рост благосостояния россиян и увеличение их покупательной способности. Накапливаются книги в товаропроводящих сетях — на складах издательств, магазинов, оптовых компаний. В России, по различным оценкам, в среднем один книжный магазин приходится на 60 тысяч человек, тогда как в развитых европейских странах — на 10-15 тысяч. Если во всех регионах страны россияне получили бы доступ к книжным прилавкам в полном объеме, то это, по прогнозам экспертов, привело бы к почти двукратному увеличению рынка.
Если заложить в книгу маркетинговый бюджет, то ее стоимость вырастет до зарубежного уровня. А по данным агентства DISCOVERY Research Group, в странах Европы средняя цена на книгу составляет 15 долл., в Восточной Европе — 6-8 долларов, в то время как в России — около 3 долларов Считается, что высокая цена поддерживает иностранные книжные рынки и дает возможность безбедно существовать книгоиздателям и книготорговцам, а читателям — получать достойный продукт.
Интересно, что низкую по сравнению с заграничной стоимость отечественных книг эксперты называют недостаточной, тормозящей развитие книжного бизнеса в России и не усматривают прямой связи между благосостоянием населения и ценами на продукцию. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет в РФ стоимость книг продолжит увеличиваться и дорастет до уровня цен Восточной Европы.
Книга, какой мы ее знали 10-20 лет назад, постепенно уйдет, говорит эксперт, как уходит она на Западе. Спрос на бестселлеры в России сейчас в основном определяется модой. Появляются издания, которые благодаря агрессивному маркетингу, рекламе или киноиндустрии становятся модными, и люди их покупают, особенно не задумываясь, что там написано, — просто это все читают. Кроме того, на «бумажный» книжный рынок активно влияют различные электронные носители. В результате число потребителей, скачивающих литературу через Интернет, увеличивается, а число читателей, покупающих книги в магазинах, уменьшается. Пока, правда, в РФ доступа к книгам намного больше, чем к Интернету, особенно в регионах. Кроме того, появление печатной продукции в Сети даже становится своеобразным маркетинговым ходом, причем бесплатным для издателей, распространителей и авторов. Зафиксированы случаи, когда подозрительный «слив» нового текста популярного писателя в сеть поднимал его продажи в книжных магазинах.
Тем самым электронные носители объективно стимулируют книжный рынок, поскольку большинство читателей все же в своих предпочтениях консервативны и ориентируются на традиционные удобства обычной книги.
Эксперты ожидают сильное снижение продаж бумажных книг в области технической и специальной литературы в странах Запада примерно в 2012-2015 годах. Хотя в России этот процесс может отсрочиться на 3-5 лет.
Комментарии