Впервые увидевший афишу предстоящей премьеры за полчаса до ее открытия автор этих строк все 30 минут ломал голову над тем, что его ждет. Некоторую ясность внесло изучение программки, в которой перечислялись люди и группы – участники проекта, а также последовательность эпизодов, на которые было разбито шоу.
Взбежавший на сцену перед самым началом действа продюсер проекта Андрей Горбунов добавил таинственности. «Год назад мысли о создании подобной постановки витали в моей голове. Но, если чего-то очень хотеть, и к этому стремиться, это обязательно сбудется, - выразил позитивное жизненное кредо заместитель начальника штаба КРО «Молодая гвардия «Единой России». – Я познакомился с творческими людьми, и силами нашей общей команды мы сделали это».
Что сделали «творческие люди» Сыктывкара, зрители увидели очень скоро. Шоу началось с волнообразного колыхания белого полотнища в полутьме, рассекаемой разноцветными лучами и плоскостями света – это было начало начал мира (Пуктысьöм). Затем в темноте появился первый человек – в коми мифологии его звали Пера. Правда, почему-то при взгляде на него вспоминались вооруженные двусторонними лучевыми мечами ситхи знаменитой голливудской киносаги «Звездные войны»: расписанный красными орнаментами первочеловек (Медводдза морт) не преминул схватиться с первой женщиной при встрече (аддзысьлöм) и одолеть ее. Впрочем, мужчинам (настоящим) свойственно благородство: удовлетворившись победой, Пера отпустил женщину, которая вскоре прониклась к нему любовью. Итогом ее акробатических перемещений около первочеловека стало рождение ребенка, которого омыли священным огнем. Действо сопровождалось цветовой игрой участников группы Firefly.
Далее последовали эпизоды, рассказывавшие о жизни коми народа на своей земле. Перемещавшиеся по кругу в темноте черные фигуры периодически разворачивали перед зрителями одежды, на которых красными линиями виднелись силуэты животных древнекоми промыслового календаря, символизируя ход времени. А один из актеров, надевший на голову маску с клювом птицы, был чрезвычайно похож на североамериканского индейца – жителя северо-восточного побережья Тихого океана, где распространен культ Ворона.
Отразив многогранность северной зимы, актеры перешли к показу праздника языческого бога. На возвышении стала расти закутанная в белое фигура, чем-то неуловимо напоминавшая лингамы индусов и прочую фаллическую пластику. «Культ плодородия и жизненной силы, однако», - подумал автор этих строк.
Но все хорошее, как водится, рано или поздно заканчивается. И вот – сменилась мелодия, трагическое напряжение выражалось в движениях девушек-танцовщиц, зазвенело железо мечей реконструкторов сыктывкарского клуба «Кречет», а в глубине высветился суровый темный лик крестителя древних зырян Стефана Пермского. Борьба язычников с христианством закончилась поражением, и вот уже нового ребенка молодой пары крестят во имя Христа, а не славят Ена. Финальная свето-пластическая зарисовка долженствовала изобразить феерическое будущее коми народа, но, признаться, суть его было трудно уловить (да и возможно ли?). Световые точки и блики реквизита фаерщиков с равным успехом можно было принять за огни буровых, неустанно качающих из недр коми земли ее «общих» богатств, или за блеск рекламы, наводнившей города республики. Вновь появившаяся фигура «ситха» со световым клинком в сочетании с энергичными ударными интонациями музыки, видимо, наводили на мысль о неуклонности технического прогресса и светлом будущем Звездной – то ли Империи, то ли Республики… Впрочем, будем надеяться на лучшее.
Режиссер-постановщик шоу Анастасия Есева (с микрофоном) благодарит участников постановки
Как пояснил Инфоцентру А.Горбунов после того, как отзвучали слова благодарностей и отгремели аплодисменты зрителей, мысли о реализации проекта светового шоу действительно родились у него примерно год назад, а воплощаться они стали после знакомства с молодым режиссером Анастасией Есевой. В качестве темы постановки была выбрана коми мифология. «Мы стремились сделать нечто интересное о нашей истории для детей, молодежи, чтобы это осталось у них в голове, - отметил автор проекта. – Мы привыкли к тому, что национальная культура – это когда на сцену выводят ансамбль бабушек, но это сейчас интересно лишь старшему поколению. А молодежи нужны новые формы сохранения этнической культуры, самосознания. Это шоу является примером того, как можно и нужно прививать культуру в наше время стремительной модернизации, когда для этого надо уметь задействовать новые технологии».
По его словам, до конца года сыктывкарцы и гости столицы Коми смогут еще не раз насладиться авангардной постановкой.
*** Организаторами шоу «Мысли огня» выступили этноцентр «Каменный цветок», гимназия искусств и городской центр коми культуры.
Комментарии