Понедельник, 25 декабря, 2006, 14:47 1517 0

Обнаруженные на Марсе потоки воды — не сенсация, считает директор института геологии в Коми Николай Юшкин

Обнаруженные на Марсе «живые» потоки воды не являются сенсацией. Такое мнение «КомиОнлайну» высказал директор института геологии Коми научного центра УрО РАН, вице-президент международной минералогической ассоциации Николай Юшкин.

Поиск воды на красной планете для многих ученых стало навязчивой идеей. Если на Марсе есть вода, то ученые склонны верить, что на планете когда-то могла быть и атмосфера, подобная земной. Это, в свою очередь, дает некоторым основание говорить, что на Марсе могла быть или есть до сих пор жизнь. Как пишет газета «Комсомольская правда», недавно специалисты NASA заявили, что обнаружили следы воды, которая текла по внутреннему склону одного из кратеров, расположенного в южном полушарии планеты всего несколько лет назад. «Протечка» произошла в период с декабря 2001 года по сентябрь 2005-го, что запечатлел спутник Mars Global Surveyor. На снимке 6-летней давности видно только русло. А на внимательно рассмотренном прошлогоднем видно, что оно стало длиннее, шире и заполнилось чем-то ярко-белым. Специалисты компании Malin Space Science Systems (Сан-Диего, Калифорния), которые занимаются орбитальной камерой, полагают: это не иначе как следы селевых потоков. Большая концентрация солей в воде не позволяет ей замерзнуть при минусовой температуре долгий промежуток времени, что смог зафиксировать спутник.

«Это не новость, потоки воды на планете были всегда, просто раньше их не могли обнаружить из-за плохого качества фотографий, — считает Н.Юшкин. — Технологии развиваются очень быстро, это касается и фотографии, что дает новую пищу для размышлений и открытий». По мнению геолога, наличие воды на Марсе в любом ее проявлении — «реки», лед, газ — дает основание полагать, что на планете вполне могла быть примитивная жизнь, например, бактерии, которые питаются метаном. «Астрогеологи до сих пор считают, что эта жизнь могла сохраниться в воде, которая находится в жидком состоянии в глубине планеты, но этого мы не сможем узнать еще лет десять», — отметил Н.Юшкин. По его словам, именно на этот срок ориентируются многие космические программы по изучению Марса, которые ставят своей целью получить образцы «красного» грунта. «В России тоже есть такая программа, но она нацелена не на Марс, а на его спутник Фобос. Лет через пять мы вполне можем получить оттуда первые образцы грунта», — заключил он.