Свалка гидролизного лигнина близ Сыктывкара, где скопилось около 3 миллионов тонн полимера, не интересует никого, кроме ученых, и постепенно зарастает травой, хороня возможные доходы.
В советские годы на территории Сыктывкарского ЛПК работал цех по производству кормовых дрожжей. Отходы этого производства — гидролизный лигнин — в течение 30 лет свозили на свалку. За эти годы размер полигона достиг 10 гектаров, толщина слоя отходов — 12 метров.
Как рассказала «КомиОнлайну» сотрудник института биологии Коми научного центра УрО РАН, доктор наук Инна Арчегова, с конца 1980-х годов коллектив ученых занялся проблемой утилизации лигнина. Результатом исследований стала разработка «БИАКа» — биологически-активного компоста, который проявил себя как эффективное органо-минеральное удобрение. Тогда же были изучены и свойства «БИАКа» как сорбента, способного не только впитывать нефть, но и разрушать ее. Таким образом, пришли к выводу ученые, тонны лигнина можно превратить в высококлассные удобрения для сельского хозяйства и рекультивации земель, а также в своеобразный биосорбент, который можно использовать для очистки нефтезагрязненных почв. Были получены четыре патента на сам продукт и на технологию его производства.
Во второй половине 1990-х годов этим заинтересовались в правительстве региона — были предприняты попытки промышленного производства посевного материала. Сотрудники института даже разработали бизнес-план, по которому затраты на организацию производства исчислялись пятью миллионами рублей — немалые по тем временам деньги. Но в начале 2000-х годов выпуск препарата прекратился, так и не достигнув промышленных показателей. Проект затормозили нефтегазовые предприятия, которые оказались не готовы к расходам на решение экологических проблем.
Сейчас ученые продолжают работать с полимером, сосредоточившись на изучении его сорбционных свойств. По словам И. Арчеговой, решение экологических проблем — вещь очень дорогая, и инновации в промышленность внедряются слабо. «Все дело в безхозяйственности и нежелании промышленников заняться этой проблемой всерьез», — отметила биолог.
С проблемой утилизации гидролизного лигнина столкнулся не только Сыктывкар, но и другие города, где было организовано производство кормовых дрожжей. Деятельностью института в этой области интересовались в Калининграде, Иркутске, а также в Белоруссии и Болгарии. Однако и там попытки организовать рентабельную переработку этого отхода упираются в недостаток финансовых средств.
Комментарии