Чиновники предлагают заключать с творческими составами контракты, чтобы была возможность уволить за плохую работу, а также проверять актеров на профнепригодность. О том, поможет ли это современному российскому и коми театру, вместе с корреспондентом «КомиОнлайна» рассуждали руководители республиканских культурных учреждений.
К реформам в театре художественный руководитель национального музыкально-драматического театра Коми Светлана Горчакова отнеслась довольно скептично.
Светлана Горчакова
Она пояснила, что перевод театров на контрактную систему поможет только в том случае, если будет заложено достойное финансирование отрасли. «Если останутся те же 2000 рублей зарплаты, то никого эти контракты интересовать не будут, никто в театр не побежит. Если же все-таки в закон заложат нормальные деньги, а не по остаточному принципу, то тогда можно было бы закрепить не только кадры, но и привлечь студентов театральных училищ», - отметила С.Горчакова. Возможность аттестовать актеров также не вызвала особого восторга у художественного руководителя драмтеатра. По ее мнению, все опять же упирается в деньги. Из-за нищенского положения учреждений культуры и низких зарплат выбирать кадры просто не приходится. «Мы говорим актеру о его недостатках — слишком медленно учит роль или вообще не учит, плохо репетирует, а он скажет, что нам без него деваться некуда, и все. Вот если бы могли ему предложить оклад хотя бы в 10 тысяч, а на следующий год повысить до 15, если он будет улучшать свою работу, тогда да. А если оставить те же самые зарплаты, то это просто профанация», - пояснила С.Горчакова.
Ее коллега, директор коми республиканской филармонии Вячеслав Майсерик, наоборот, высказывался только в положительном ключе. «У нас такая система, что мы не можем уволить пожилых актеров, они сидят и никуда не уходят. Ну вот, как я, например», - пошутил В.Майсерик.
Вячеслав Майсерик
Аттестацию актеров он также оценил как новый шаг в развитии театра. По его словам, «есть актер, который растет, а есть, который прорастает», нововведения в законе о театральной деятельности позволят оставлять в труппе только действительно работающих сотрудников.
Исполняющий обязанности директора театра оперы и балета Коми Сергей Фещенко рассказал корреспонденту «КомиОнлайна», что, в принципе, положительно относится к контрактной системе отношений внутри театра. Он отметил, что артисты — люди разные, и некоторых из них невозможно оставлять в статусе актера до пенсии. Но и уволить их при этом нельзя. Контракт в этом случае позволит выстроить отношения двух сторон — артисты смогут творчески расти, а администрация театра будет выполнять по отношению к ним свои обязанности в рамках документа. Но о переаттестации театральных работников С.Фещенко рассуждал уже более осторожно.
Сергей Фещенко
«Оценка работы актера — субъективное мнение. Вот вы считаете, что работаете на пять, а ваш начальник, что на три. Так и здесь. Артист может опротестовать мнение руководства. Как решить эти споры? Это очень двоякая категория», - заметил и.о. Директора. Кстати, С.Фещенко также затронул тему мизерных зарплат работников культуры. По его мнению, у них просто нет мотивации, чтобы выполнять свою работу хорошо.
Позитивную оценку нововведениям дал и директор академического театра драмы имени В.Савина Михаил Матвеев. «В аттестации актеров ничего нового нет. Она проходит каждые три года. В нашем театре она недавно закончилась с успехом. В комиссии же не один директор сидит, но и актеры, коллеги. Они работают бок о бок и знают о преимуществах и недостатках. Так что субъективности нет», - заверил он корреспондента «КомиОнлайна».
Михаил Матвеев
Основным преимуществом контрактной системы М.Матвеев назвал урегулирование отношений между актером и руководством театра. Это урегулирование и закрепление, по мнению директора, только сделает любое учреждение культуры конкурентноспособнее.
Фото с сайтов komiopera.ru, komidrama.ru, bnkomi.ru, openspace.ru
Комментарии