Даже без опроса экспертов и специалистов понятно, что это творческое молодежное направление в республике весьма и весьма вялотекущее. Пройдя по улицам Сыктывкара, вряд ли можно увидеть что-то более разнообразное, чем «Ваня — лох!» и «Я люблю тебя, Маша!». Разве что по окраинам или во дворах попадаются действительно цепляющие изображения. К примеру, такие, как на заброшенном причале или за КСЦ «Ренова».
То, что уличные художники в Коми неактивны, корреспонденту «КомиОнлайна» подтвердили и в отделе организованного применения административного законодательства при МВД по региону. Как рассказал его руководитель Эдуард Беляев, если на стенах и рисуют, то это происходит чаще всего в столице республики, в других городах и районах это редкое явление. По официальной статистике в Коми за 2010 год было зафиксировано 60 правонарушений, связанных с разрисовыванием зданий, в 2011 — 59, с января 2012 года - два случая. Кстати, на федеральном уровне закон об ответственности за нанесение граффити отсутствует вовсе, а в Коми эта сфера регулируется законом местного значения, принятым в 2003 году. По нему попавшегося на раскрашивании стен либо предупреждают, либо штрафуют на сумму от 100 до 500 рублей, если это частное лицо, а если должностное — от 500 до 1500 рублей. Если же граффитист замечен с баллончиками повторно, то тогда суммы штрафов для простых граждан возрастают до 300 рублей - 1500 рублей, для должностных лиц — до 3-5 тысяч рублей. Какие штрафы все-таки заплатили неудачливые граффитисты, в МВД пояснить не смогли, так как мировые суды, где рассматриваются подобные дела, не информируют правоохранительные органы об исходах разбирательств.
Однако в Коми, несмотря на существующий закон, есть места, где рисунки на стенах появляются по заказу. К примеру, в Эжвинском районе Сыктывкара на улице Комарова торцы нескольких домов разрисованы масштабными граффити. Появились они еще в 2001 году, а создавали их ученики Гимназии №1 под руководством учителя Владимира Тюшляева. Как он рассказал корреспонденту «КомиОнлайна», когда на самой школе «уже живого места не осталось», их группа обратилась к главе администрации Эжвы — тогда им был Василий Гончаренко — попросили предоставить место для новых рисунков. Причем, как пошутил В.Тушляев, это был практически шантаж, так как граффитисты принесли эскизы своих работы и эскизы того, что будет со стенами в ближайшие два года — дома, исписанные нецензурными словами и рисунками. «Администрации крыть было нечем, поэтому мы разрисовали четыре дома на улице Комарова, потом трансформаторную будку в еще одном микрорайоне и детскую площадку во дворе одного из магазинов. Гончаренко, кстати, умел деньги доставать на такие вещи», - рассказал учитель.
На создание каждого эскиза уходило около трех дней, столько же — на само разрисовывание стен. Это продолжалось до 2005 года, затем в администрации сменилось руководство и работы по украшению стен прекратились. На вопрос корреспондента «КомиОнлайна» о том, не боится ли преподаватель административной ответственности за граффити, он ответил, что такие произведения искусства нужно ставить в рамки и охранять. Но добавил, что все созданные рисунки на стенах домов были сделаны с разрешения властей. Тем не менее, как рассказала «КомиОнлайну» жительница одного из разрисованных домов, никого из его жильцов не спрашивали о том, хотят ли они видеть граффити на стенах. Хотя женщина добавила, что она не против.
Еще одни санкционированные граффити появились в Сосногорске в 2010 году. Для этого среди молодых художников города даже проводился конкурс. В Сыктывкаре же полиция не оценила красоту и загадочность рисунков на стенах, которые нарисовал один из жителей города летом 2011 года, и завела на него уголовное дело по факту вандализма. Однако найти уличного художника правоохранительные органы не смогли, в отличие от корреспондента «КомиОнлайна», которому граффитист дал эксклюзивное интервью.
Фото Владилена Олофинского, Артема Стахиева, пресс-службы администрации Сосногорского района и с сайта stenograf.ru
Комментарии