Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Суббота, 24 марта, 2012, 08:26 3614 1

Оленеводы, долгие годы скрывавшиеся от властей, захватывают колхозные пастбища в районе Воркуты

Ситуация и в самом деле непростая: оленеводы двух самых лучших в Коми и НАО хозяйств - ПСК «Оленевод» и СПК «Красный Октябрь» - жестоко страдают от набегов на принадлежащие им по закону земли так называемых оленеводов-частников

Вся тундра разделена на узкие полосочки - это территории оленеводческих пастбищ. Территориальный раздел и закрепление земель за колхозами и совхозами был произведен 8 февраля 1968 года. Участки предоставлялись совхозам и колхозам в безвозмездное пользование. С введением в 2005 году нового закона землю в аренду стали представлять хозяйствам уже на платной основе. Что касается границ, то они все это время оставались неизменными и действуют до сих пор.

Как известно, полярная окраина Европы – территория между побережьем Ледовитого океана и Уралом - издавна была местом обитания ненцев, они издревле сопротивлялись вторжению государства в их кочевую жизнь. Октябрьская революция тоже особого энтузиазма и активности у них не вызвала – они продолжили вести кочевой образ жизни, живя в чумах, занимаясь оленеводством и рыболовством. А когда в 1929 году грянула коллективизация, ненцы не протестовали. В 1934 году в округе появилось 15 оленеводческих колхозов. Но летом 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны, как когда-то их мятежные предки, более двух сотен ненецких оленеводов решили выступить против государства и жить самостоятельно - без советов, колхозов, налогов и военной службы. Конфликт начался, когда пункты кооперации вдруг перестали отпускать ненцам хлеб. Они, естественно, возмутились, поскольку исправно платили сельскохозяйственные и мясные налоги (для нужд фронта население округа передало 73 тысячи оленей), и в знак протеста стали в массовом порядке выходить из оленеводческих хозяйств и уводить свои стада подальше в предгорье Приполярного Урала, где и возникло стойбище недовольных советской властью. Они хотели захватить Воркуту и думали, что «Москва сама сдастся». Естественно, через несколько месяцев это восстание ненцев было жестоко подавлено силами НКВД. Часть участников волнения была уничтожена, часть сгинула в лагерях, те, кому удалось спастись, ушли далеко в горы, где нашли себе пастбища и спокойно там жили, не признавая ни советской власти, ни ее законов. Многие годы ни городские властные структуры, ни республиканские даже не подозревали об их существовании. Так продолжалось до тех пор, пока не закрыли поселок Хальмер-Ю. Оказывается, этот населенный пункт был для них базой, где они продавали мясо местным жителям и приобретали жизненно необходимые вещи и продукты.

Ни мятежные аборигены, ни их потомки не принимали участия ни в одной переписи населения, нигде не учились, многие из них до сих пор вообще не говорят по-русски. Неизменным остался и уклад их жизни, у них свой менталитет, свои обычаи, и хозяйство они вели точно так же, как и их предки сто лет. Поначалу стада у них были небольшие, самое большое стадо тогда состояло из 400 голов, поэтому они никому особо не мешали

В 1990-е годы они поняли, что им больше ничего не угрожает и никто не собирается их преследовать, и стали потихоньку выходить из «подполья», получать документы, паспорта, прописку. И со временем уровень их благосостояния стал расти, особенно когда государство стало уделять им больше внимания, выплачивать различные пособия и субсидии. Соответственно их стада стали разрастаться. Но оленям тоже нужно каждый день что-то есть. А свои пастбища они, по сути, уже полностью уничтожили, поэтому они стали потихоньку двигаться от занимаемых прежде территорий в районе Уральских гор ближе к Воркуте. А тут два хозяйства - ПСК «Оленевод» и СПК «Красный Октябрь». И в них тоже работают представители малочисленных народов Севера, причем на своей законной территории. Естественно, они стали предъявлять к ним претензии.

Как рассказал Г.Пасынков, регулярные набеги бывших кочевников начались три или четыре года назад. «Но мы с ними находили общий язык. Приедем, поговорим, мол, ребята, это наша территория. Они быстренько сворачивались и уходили. Одним словом, мирно расходились. Но в этом году они на наши просьбы перестали реагировать. У них появились городские вожди, их постоянно консультируют юристы, и наставники какие-то у них, очевидно, есть. Сейчас, когда мы просим их уйти с наших земель, они это делать категорически отказываются, нет и все тут», - добавил он.

Частников сейчас много. Самое большое стадо -1,5 тысячи оленей. В общей сложности на сегодня по самым приблизительным подсчетам у частников, которые пасут стада, не менее 4,5 тысячи оленей. Положение усугубляется еще и тем, что у оленеводов-частников совсем другой менталитет. Наши оленеводы гонят свои стада согласно многовековым законам миграции всего животного мира - с севера на юг и обратно. «Наши оленеводы, как зеницу ока, берегут свои кормовые и особенно отельные пастбища. А частники, пока наши оленеводы находятся в тайге, ничуть не смущаясь, заходят на эти отельные пастбища и спокойно всю зиму пасут там своих оленей, уничтожая, как саранча, всю растительность до корней. Разумеется, наши оленеводы в панике. Когда они приведут сюда свои стада, животные не найдут здесь корма. Начнется падеж. Поэтому они требуют убрать непрошеных гостей с этих пастбищ, - рассказал Г.Пасынков. - Причем частники по тундре ходят, как им вздумается, вопреки всем природным законам миграции».

Помимо этого частники не забивают оленей - максимум 50 оленей для себя. «Представляете, какие у них стада уже через несколько лет будут? А у нас уже сейчас пастбищ не хватает. В прошлом году мы специально приглашали биологов, чтобы они произвели оценку наших пастбищ. Вывод был неутешительный, нам ни в коем случае нельзя наращивать поголовье, иначе падеж начнется от бескормицы, - возмущается руководитель хозяйства. - У нас выхода другого нет, будем бороться. Мы на нашей земле никому не позволим произвол чинить, потому что это противоестественно и противозаконно. Будем в суд обращаться, чтобы доказать им, что они не правы. Но я считаю, что дело до суда лучше не доводить, нам всем вместе нужно сесть за стол переговоров и спокойно обо всем договориться. Вариантов мирного решения вопроса много, и мы будем их предлагать, чтобы не мешать друг другу выживать в этих непростых условиях острой нехватки земель, а наоборот, помогать».

Фото Василия Елагина, с сайта www.rgo.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама