«В частности, рассматривается вариант создания инфраструктуры только в рамках «южного звена» Сыктывкар – Соликамск с дальнейшей перевозкой грузов по существующей сети железных дорог в направлении Микунь – Котлас – Коноша – Обозерская – Беломорск – Мурманск», – сообщило министерство транспорта России по итогам совещания по развитию транспортного комплекса Приволжского федерального округа в Самаре, в котором принял участие глава ведомства Максим Соколов.
Минтранс напоминает, что в 2009 году ведомство рассмотрело и в целом одобрило проект. Впоследствии, в 2011 году, Внешэкономбанк и ОАО « Межрегиональная компания «Белкомур» (оператор проекта) подписали меморандум, в рамках которого ранее разработанная документация была актуализирована (определены потенциальные объемы перевозок, проведено финансовое моделирование).
«В результате Внешэкономбанком сделан вывод о том, что проект «Белкомур» может быть полностью реализован только при условии предоставления государственной поддержки в дополнение к привлеченным средствам в связи со значительным количеством грузов низкого тарифного класса», – говорится в сообщении.
Напомним, проект железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар – Соликамск («Белкомур») предусматривает создание ж/д магистрали протяженностью 1155 километров, в том числе строительство 715 километров новых линий, остальное — реконструкция и усиление действующих линий. Железная дорога состоит из двух участков – северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо проложить линии Карпогоры – Вендинга и Сыктывкар – Гайны – Соликамск, а остальные участки Северной железной дороги – реконструировать.
Для России магистраль может иметь стратегическое значение, напрямую связав Урал и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы (сейчас этот путь на 800 километров длиннее), а в перспективе – обеспечив кратчайший путь для транзита грузов в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии. «Белкомур» помог бы также развести грузопотоки, идущие по железной дороге на север и северо-восток России (на Усть-Лугу, Приморск, Высоцк, Выборг, в Санкт-Петербург).
Ранее замминистра транспорта России Виктор Олерский говорил, что стоимость строительства магистрали оценивалась в сумму 150 миллиардов рублей, однако «достойного» обоснования инвестиций не было. «Мы настаиваем, чтобы это сделали заинтересованные регионы. Ни одного инвестора даже на 2 процента не затащишь, если не показать, сколько это стоит», – говорил чиновник. При этом он выражал мнение, что частный бизнес мог бы вложить в проект до 50 миллиардов рублей в течение нескольких лет.
Другой замглавы Минтранса Андрей Недосеков (сейчас – директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства России) сообщал, что в проекте готовы участвовать МХК «ЕвроХим», ОАО «Уралкалий» и ОАО «СУЭК». Прежде всего, интерес исходит от компаний, производящих калийные удобрения, «которые имеют довольно неплохой тариф», уточнял он: с учетом рыночной конъюнктуры для них проект может оказаться «вполне окупаемым».
Недавно министерство регионального развития России приняло решение о включении «Белкомура» в стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года.
Фото с сайта belkomur.com
Комментарии