Как напомнил главный внештатный онколог Сыктывкара Александр Якимов, в столице республики здание под хоспис было построено, когда градоначальником был Сергей Катунин. Однако в нем решили устроить психоневрологический интернат. Тем временем, по словам А.Якимова, система паллиативной помощи в столице Коми, как и в регионе в целом, совершенно не развита. «Многие мои знакомые, даже в профессиональных кругах, удивляются, когда узнают, что в Сыктывкаре до сих пор нет хосписа», - рассказал он.
А.Якимов также заметил, что в хосписе главное не суперсовременное оборудование, там даже не столько важна роль врача, сколько среднего и младшего персонала. «Условия для пациентов необходимо максимально приблизить к домашнему уходу и обеспечить индивидуальный подход к каждому», - пояснил онколог.
Как выразился председатель городского совета ветеранов Владимир Пыстин, «если есть роддом, значит, должен быть и дом, где люди могут умирать». Хоспис нужен и самому больному, и его семье, в моральном плане эта помощь неоценима, считает он. «Это важно для общества, поскольку люди будут знать, что случись беда, они могут рассчитывать на помощь. И если кто-то из бизнес-структур откроет хоспис, поможет его построить, он будет самым богатым и самым уважаемым человеком в городе», - заявил В.Пыстин.
Его поддержала заместитель главного врача республиканского госпиталя ветеранов войн и участников боевых действий Наталья Дубова. Она пояснила, что паллиативная помощь находится на стыке двух структур — здравоохранения и соцслужбы, поэтому паллиативная система должна решать две задачи: во-первых, облегчать страдания человека, во-вторых, помогать семье неизлечимо больного.
Руководитель информационно-издательского отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии, главный редактор газеты «Епархиальные ведомости» иеромонах Амвросий (Стрекачев) добавил, что хоспис — это, безусловное, благое дело. Однако заботится нужно, прежде всего, о душе, а не о теле. «Зачастую люди оказываются не готовы к смерти, поэтому правильно, что в городах при хосписах существуют храмы, работают сестры милосердия. Верующего человека можно научить любить свою болезнь, так как для него смерть — это не конец всего, а уход в другую жизнь», - пояснил отец Амвросий.
В пример активного взаимодействия церкви и волонтеров с медучреждениями он привел работу, которая ведется в кардиодиспансере и детской республиканской больнице.
В продолжение темы в разговор включилась руководитель регионального некоммерческого детского благотворительного фонда «Сила добра», член Общественной палаты Коми Татьяна Козлова. Она подтвердила, что очень тяжело работать с пациентами такой категории, особенно когда это маленькие дети. По ее словам, раньше умирающих от онкозаболеваний детей отправляли домой, где они не могли получить качественную и своевременную медпомощь. Сейчас же активисты добились, чтобы такие дети находились в отделении онкогематологии и им обеспечивали должный уход до последнего часа. «Мы сейчас запускаем большой проект, в рамках которого к таким детям будут приходить аниматоры, с их родителями будет проводить беседы психолог - в общем, постараемся сделать все, чтобы эти дети были счастливы и были вовлечены в какую-то деятельность, потому что им и так мало что остается успеть увидеть и сделать», - рассказала Т.Козлова.
По ее словам, за границей хосписы принято называть домами социального отдыха. Больные люди приезжают туда, чтобы родные, которые за ними ухаживают, могли отдохнуть, а спустя какое-то время, месяц или два, возвращаются домой. «Может, если у нас создать хотя бы дневную форму пребывания, чтобы родственники могли спокойно идти на работу, зная, что его близкому обеспечат полноценный уход, а вечером забирать его домой», - предположила она.
Заместитель спикера Госсовета Коми Вера Скоробогатова отметила, что с 1 января 2012 года в законе прописаны нормы оказания паллиативной помощи, и это должно служить сигналом к действию в регионе. Нужно оформить резолюцию сегодняшнего круглого стола и направить свои предложения в минздрав и в соцагентство, в Госсовет, предложить конкретные варианты и предложения, обрисовать, какими силами мы сегодня располагаем. «И, надеюсь, что в 2013 году что-то уже сдвинется в этом вопросе», - заключила она. Позже В.Скоробогатова добавила, что эту тему можно продвигать только с помощью прессы и ассоциации пациентов - «их голос должен прозвучать громко».
Как заметила Т.Козлова, в Ухте есть молодой предприниматель, который готов построить хоспис, но только на условиях государственно-частного партнерства. В то же время, как выяснилось в ходе обсуждения, есть ряд нюансов и юридических норм, которые нужно соблюсти.
Руководитель Еврейской национальной культурной автономии в Коми Леонид Зильберг подчеркнул, что лучшим вариантом будет, если созданием хосписа займется общество, возможно, и при поддержке государства, поскольку все новые приказы и нормы будут только мешать и ограничивать волонтеров в действиях.
Также он добавил, что в Еврейской НКА система патронажной помощи онкобольным действует уже давно, координаторы есть во многих районах республики и помощь на дому неизлечимо больным людям оказывается. «Если наше общество сможет самоорганизоваться и создать службу патроната, то мы поделимся опытом, подскажем, как все организовать — мы на этом собаку съели», - заверил он.
В конце встречи было решено оформить резолюцию круглого стола и направить предложения в соответствующие структуры, а через полгода собраться вновь и обсудить, что было сделано.
Без купюр: эссе руководителя фонда «Сила добра» Татьяны Козловой о хосписе в Сыктывкаре
В Коми предлагают создать волонтерскую службу по уходу за неизлечимыми больными
Фото с сайта www.aprupemajas.lv и Антонины Лапуньковой
Комментарии