Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 19 февраля, 2013, 08:58 14767 12 2

Досмотрено. Фильм «Крепкий орешек 5» (A Good Day to Die Hard)

Татьяна Ткалун

Американцы умеют снимать отличные боевики, но остаются совершенными лузерами в изображении России. Абсолютный провальный в плане идеи и традиционно крутой олдскульный боевик посмотрел корреспондент «КомиОнлайна», который понятия не имеет, о чем повествовали первые четыре части «Крепкого орешка».

Брюс Уилис — постаревший американский коп Джон Макклейн  - с первыми симптомами маразма отправляется в Москву, чтобы вытащить со дна жизни своего сына, который сидит в тюрьме. В тот момент старый папаша еще не знает, что его сын — шпион ЦРУ и выполняет одно из самых сложнейших заданий за всю историю спецслужбы. Макклейн за пять минут умудряется сорвать спецоперацию, а также спасает Россию от прихода к власти бандитской нечисти. Все это проходит на просторах Чернобыля и на фоне выяснения отношений между отцом и сыном:  Макклейн-младший отказывается признавать родство со своим предком, потому что тот уделял мало времени последнему в детстве.

Режиссер Джон Мур выбрал для своего фильма отвратительный образ Москвы и России, пусть он во многом и является пародийным. Он спроецировал американскую демократию и действительность на столицу и имел наглости показать это российскому зрителю. От этого город стал чужеродным и непривлекательным. С тем же успехом спецоперация отца и сына могла проходить в любой точке земного шара, где все подчинено американскому мировоззрению: бандиты ездят на бронированных машинах-монстрах, больше похожих на сухопутный космический корабль, взрывают дорогие иномарки, а будущий глава государства торгует радиоактивным плутонием руками, запачканными кровью тысяч людей. Скорее всего, Д.Мур просто хотел показать, как США любыми способами вмешивается во внутреннюю политику России, которая априори несет опасность всей планете.

Совершенно противоположно выглядит на фоне Москвы Чернобыль — здесь в изображении действительности режиссер постарался, в сценах драк и погонь то и дело проскакивают узнаваемые элементы города-мертвеца: вывеска завода, бассейн, болтающаяся на ветру забытая десятки лет назад кукла. Если посмотреть фоторепортажи руин, то все это там можно увидеть. Но на самом деле «Крепкий орешек 5», как можно было догадаться, снимался не там. Свой Чернобыль режиссер построил недалеко от Будапешта.

Нужно сказать, что для классического боевика в фильме набралось все, что нужно: визуальная красота, брутальные мужчины, кровь и тонны оружия, а также традиционный американский юмор, например, когда Макклейн отключает водителя машины, угоняет ее, а перед этим извиняется перед лежащим без сознания водителем. Единственное, чего не хватило - это эротических сцен, которые обычно украшают мужские фильмы. А также какой-то уникальной операторской работы, которую требует искушенный зрительский вкус после таких фильмов, как «Матрица» или «Экивлибриум».

Даже крутая погоня на машинах, где убили немало железных коней, превратилась в обычную рекламу иномарок.

Несмотря на все недостатки, стоит отметить, что режиссер очень постарался над сюжетом, который оказался довольно закручен и таил в себе много сюрпризов, от чего «Крепкий орешек 5» держал зрителя в постоянном напряжении. Даже излюбленный прием режиссеров последних лет — конфликт семьи и работы, вопрос отцов и детей, где папаша - старый хрыч, а сын его презирает, - оказался очень кстати и добавил особой драматичности в фильм. Но Д.Мур заигрался и смазал концовку картины толстым слоем хеппи-энда (меда). От чего любителя экшена могли и на изнанку вывернуть: летящий в лучах теплого солнца лик Брюса Уилисса, который вернул себе сына и оправдал надежды дочери, обнимающей своего брата. Все это — с соответствующим музыкальным сопровождением, что хоть уши закрывай.

Резюмируя, нужно сказать, что на фильм «Крепкий орешек 5» стоит сходить не только любителям Б.Уилисса и олдскульных боевиков, но и тем, кто следит традициями в современном кинематографе.

 

Игорь Соколов

Крепкий орешек постарел, но не перестал быть крепким. Четверть века детектив Джон Макклейн оставался верен себе – постоянно решал семейные проблемы (сначала с женой, потом с детьми), боролся с преступниками разного калибра, влипал в истории и ненароком снова и снова спасал мир от террористов. Корреспондент «КомиОнлайна», посмотрев все пять частей «Орешка», пришел к выводу, что на последнем фильме можно поставить точку.

Первый боевик вышел на экраны в 1988 году, в нем Джон Макклейн (Брюс Уиллис) оказался на рождественской вечеринке в небоскребе в Лос-Анджелесе. Высотка принадлежит крупной корпорации, в которой работает его жена и которую решила захватить группа террористов, чтобы вскрыть хранилище и похитить облигации. Естественно, в заложниках не оказывается Макклейна, который в течение фильма бегает босиком по этажам, обливаясь кровью от ранений, и отстреливает врагов. В одиночку ему удается ликвидировать почти всю вооруженную группу захватчиков и сбросить с небоскреба предводителя террористов.

Самой захватывающей и обильной на жертвы оказалась вторая часть (1990 год). Макклейн оказался в аэропорту Вашингтона, чтобы встретить жену Холли. Однако некая вооруженная команда под управлением бывшего военного полковника берет контроль над управлением аэропортом, чтобы беспрепятственно смог сесть транспорт с наркобароном и диктатором, которого этапировали в США, но который смог освободиться и сесть за штурвал самолета. Пока над столицей США кружили лайнеры с сотнями людей на борту, ожидая посадки, Макклейн бегал по подсобным помещениям аэропорта и убивал захватчиков. Пришедшая на помощь группа американских военных оказалась предателями и их постигла та же участь, что и террористов – все они погибли. Особенно драматичной и зрелищной в этом фильме была гибель английского лайнера с двумя сотнями пассажиров. Зато десяток самолетов удалось посадить благодаря Макклейну.

В третьей части (1995) жена становится закадровым персонажем – сообщается, что детектив развелся, отчего стал пить и лишился должности. Действие происходит в Нью-Йорке и во многом отсылает к событиям первого фильма: брат погибшего в небоскребе преступника решил своровать все золото, хранившееся на Уолл-Стрит. Чтобы отвлечь всю полицию, был придуман план с заложенными в разных частях города бомбах. Макклейн вместе со случайно попавшимся под руку Зевсом (Сэмюэль Л.Джексон) выполняют задание грабителя. Но когда понимают, что их провели и цели у небольшой армии совсем иные, начинают преследование. В этом фильме террористы куда масштабнее, и их бомбы способны уничтожить чуть ли не полгорода. Как и следовало ожидать, Макклейн с напарником обезвреживают бомбу, находят золото, убивают преступников.

Помощник у детектива есть и в «Крепком орешке 4.0» (2007). Отдавая дань времени, режиссер главными злодеями сделал кибертеррористов, которых выкинуло государство. Макклейн, в принципе не друживший с современной техникой (во втором фильме он оказывается неспособным отправить факс, а в четвертой части – закрывает рукой видеокамеру, думая, что исчезнет и звук), выглядит немного не к месту – именно поэтому его сопровождает хакер, которого он спас. Никаких неожиданных поворотов и разоблачений действующих персонажей не происходит: сценарий предельно линеен и прогнозируем. Тем не менее, Макклейн и хакер Мэтью Фаррелл предотвращают «Обрушение» и спасают США от казалось бы неминуемого финансового краха. В этом фильме особая роль отведена дочери детектива Люси: в начале они не в ладах, но запрятанная глубоко внутри любовь к отцу просыпается в девушке, когда она становится заложницей.

Брюс Уиллис создал отличный типаж хорошего американского копа – сильного, уверенного, преодолевающего неприятности с некоторой самоиронией, который, попадая в очередную заварушку, непременно произносит: «И почему опять со мной это происходит?» Помимо непрекращающейся стрельбы, драк, погонь и взрывов, сюжетно всегда присутствует семейная тема, причем ее классическая схема: разногласия в начале фильма оборачиваются воссоединением. В то же время Макклейн не создает впечатление умного детектива, который может распутать хитроумный план противника, он обладает другими хорошими чертами: напором, уверенностью, удачей, шутками, какой-то даже мальчишеской приключенческой отвагой. Макклейн всегда непременно выйдет победителем, ему под силу сбить автомобилем парящий вертолет, спрыгнуть с кружащегося истребителя или перегнать на секунду взрывную волну от четырех гранат.

Именно таким Джон Макклейн предстает и в пятом фильме. Теперь ареной его становится Россия и Украина: узнав, что его сын Джек (Джей Кортни) арестовал и ждет суда в Москве, Макклейн вылетает в столицу России, чтобы разобраться в ситуации. Естественно, он становится причиной и героем всех последующих неприятностей. Как оказалось, Джек – агент ЦРУ, который должен был спасти из заточения российского олигарха Юрия Комарова (Себастьян Кох), чтобы переправить его в Америку. Если операция была бы успешной, США получили бы компромат на кандидата в министры обороны России Чагарина (Сергей Колесников), набирающего ненужный Америке политический вес. Отец и сын Маклейны решают помочь Комарову и его дочери Ирине (Юлия Снигирь). Их преследует и группа спецназовцев, и частная военная компания, но с легкими ранениями американцы выпутываются из всего. В отличие от предыдущих частей, в этом фильме не так все просто: соратники оказываются предателями, а противники остаются врагами. И нет ничего удивительного, что в итоге в живых остаются Макклейны.

Пятый «Орешек» интересен и тем, как иностранцы воспринимают и показывают Россию, допуская небольшие ляпы (например, во время митинга в Москве некоторые размахивали как российскими, так и французскими флагами – цвета-то одни, да министров обороны в России не выбирают, а назначают). Запрет на свободное обращение оружия в стране режиссер Джон Мур обыгрывает весьма просто: достаточно угнать автомобиль, припаркованный у клуба, где любят собираться бандиты, - в багажнике обязательно найдется арсенал, при помощи которого можно захватить небольшое государство. Судя по фильму, вообще не составляет проблему пересечь границу между Россией и Украиной, сидя в угнанной машине, напичканной оружием, при этом выглядя так, как будто три дня без перерыва работал на скотобойне. Несмотря на всю эту невероятность (и бронебойные пули не берут, и несколько падений с небывалой высоты ни к чему не приводят), фильм держит в напряжении. Чего только стоит погоня по улицам Москвы – такого не было ни у Джейсона Борна (Метт Деймон, «Превосходство Борна»), ни у агента Итана Ханта (Том Круз, «Миссия невыполнима 4»). Или заварушка с военным вертолетом в Припяти – все подано настолько динамично, захватывающе, ярко, что можно только похвалить операторов и режиссера.

Картина перемежается банальными семейными сценами, которые нейтрализует отличный жесткий юмор. В целом вышел хороший боевик, который стоит посмотреть один раз, чтобы быть в курсе. Его не разберут на цитаты, хотя некоторые эпизоды запомнятся надолго.

«Крепкий орешек пять» упрочил репутацию Макклейна, теперь уже престарелого копа, мечтающего об отдыхе. Если будет продолжение, то режиссеру надо будет постараться, чтобы не испортить имидж детектива – видеть Макклейна с выводком внуков будет невыносимо.

*** Билет в кинотеатр «Парма-2» одному из корреспондентов «КомиОнлайна» предоставила «Европа плюс Коми». Рецензии на фильмы выходят в рамках совместного проекта «Куда пойти» под эгидой afisha.fm1.ru на сайте радиостанции и в ленте новостей.

Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.

Кто есть кто

Рочев
Василий
Павлович
Родился 22 декабря 1951 г.
Реклама.

Календарь

«Декабрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Реклама