Четверг, 21 марта, 2013, 13:14 1811 1

Важнейшие достижения ученых в 2012 году по версии председателя президиума Коми научного центра

Бозон Хиггса

Это элементарная частица, охотой за которой физики занимались почти 40 лет, предполагая, что она является одним из кирпичиков, из которых построена Вселенная. Именно он должен был объяснить, почему другие элементарные частицы имеют массу. В 2011 году ведущие исследователи с радостью доложили, что, возможно, все-таки эта частица была обнаружена в ходе опытов, проводимых с использованием Большого адронного коллайдера. А 4 июля 2012 года было объявлено, что обнаруженная ранее частица и есть Бозон Хиггса (правда, вероятность не 100-процентная). «С открытием этой частицы Стандартная модель получает полное признание и совершение», - сказал А.Асхабов.

Жители Денисовской пещеры

В 2012 году был секвенирован геном денисовцев – иной ветви homo, отличной от человека современного и от неандертальцев, хотя и родственной им. «Главное заключается не в том, что ученые установили существование этой ветви, а в том, что был реализован принципиально новый метод, когда по разрушенному материалу устанавливается полностью геном», - отметил А.Асхабов. Еще в 2011 году ученые пришли к выводу, что неандертальцы были не единственными представителями тупиковой ветви человечества, которые оставили следы в геноме человека. Гены так называемого денисовского человека, жившего в Сибири 40-50 тысяч лет назад, обнаружены в геноме населения тихоокеанского региона, в том числе в Новой Гвинее и в Филиппинах. О денисовцах ученым почти ничего неизвестно, так как от них осталось крайне мало следов и всего несколько фрагментов костей. Известно только, что эта ветвь откололась от неандертальцев около 300 тысяч лет тому назад. Но где еще они жили, как одевались и вели себя, науке не известно.

Тайна красной планеты

Марсоход Curiosity отправился к планете 26 ноября 2011 года и приземлился 6 августа 2012 года. Главная цель миссии – подтвердить или доказать, существовала ли жизнь на Марсе. Помимо этого, за марсианский год (686 земных суток) аппарату предстоит получить подробные сведения о климате и геологии красной планеты. Параллельная цель - провести подготовку к возможной высадке человека на Марс.

Тайна озера Восток

После 30 лет бурения 5 февраля 2012 года российские ученые достигли подледникового озера Восток в Антарктиде. Глубина скважины составила 3769,3 метра. «Исследование взятых проб теперь будет иметь принципиальное значение для понимания того, что происходило в биосфере много миллионов лет назад», - сказал А.Асхабов. После россиян были и другие «достижения» - например, американцы гордились тем, что пробурили скважины глубиной 600-800 метров, никак не упоминая успех россиян. Озеро Восток - самое загадочное озера на Земле. Этот пресный водоем, изолированный от внешнего мира последние 15 миллионов лет, может изменить представления о планете. Ученые считают, что существуют большие шансы обнаружить в озере новые формы жизни.

При подготовке статьи использовались материалы сайта Membrana.Ru, телеканала РБК, журнала «Эксперт», Русской службы Би-Би-Си, онлайн-журнала «Новости археологии»