Близилось 1 мая, и в моей голове все чаще всплывал «пунктик» под названием «налоговая декларация», до которой у меня постоянно почему-то не доходили руки. Впрочем, я понимала почему — за предыдущие два года декларацию мне подготовила главбух, которая, к сожалению, с нами теперь не работает. Просить нового главбуха было как-то неудобно, да и вроде какой-никакой, но опыт есть. «Ну, делают же люди эту декларацию, может и у меня получится?» — думала я. Уверенности в себе мне прибавила подруга, как-то заявив, что уже давно все сдала, заполнила документ самостоятельно, а форму скачала на официальном сайте федеральной налоговой службы. Кроме нужной формы на этом сайте оказалась специальная программа по заполнению документа, которой я воспользовалась, как оказалось впоследствии, зря.
«Кто последний в 111-й кабинет?» — спросила я и сразу почувствовала неладное. «Тут явно какой-то подвох, ну не может быть все так просто — на заполнение декларации с помощью программы у меня ушло максимум полчаса, в день моего прихода налоговая работает без обеда, да еще и в очереди передо мной всего три человека», — подумала я, припоминая прошлогоднее сидение в учреждении. Часовые очереди здесь — обычное дело, некоторые посетители даже коротают время за чтением книг. Особой популярностью на этот раз пользовался свежий номер «Комсомолки», у одной женщины я заметила увесистую книгу. Между тем своей очереди я дождалась минут через сорок.
«Сами заполняли?» — вежливо спросила девушка-инспектор. «Да, — кивнула я, все явственнее ощущая подвох. — Что-то не так?». «А вы, вообще, зачем декларацию подаете? А, чтобы получить имущественный налоговый вычет! Так у вас тут все неправильно, по вашей декларации не вам должны вернуть, а вы должны уплатить в бюджет 520 рублей», — сказала инспектор. Я взглянула: заполненные мною таблицы полностью подтверждали ее слова. Меня опять подвела моя невнимательность и спешка: пользуясь чудо-программой, созданной для подобных мне «чайников», я нажала кнопочку «проверить», и программа выдала: «Декларация заполнена правильно». Я даже не удосужилась внимательно просмотреть напечатанное, за что и была наказана, впустую потратив время. Но это еще не все — в моей декларации напрочь отсутствовали некие листы «Г» и «К» с данными о полученной в прошлом году материальной помощи и приобретенной недвижимости.
«Вот тебе и программа для «чайников», — все больше раздражалась я, сидя на работе и безуспешно тыкаясь во все «окошки» программы — злополучный лист «Г» никак не отображался. Причем выяснилось — какие бы данные не вносились, программа упорно выдавала, что все составлено верно. В результате я не придумала ничего лучше, чем скачать word-овский вариант декларации и вбить нужные циферки вручную. Можно было, конечно, последовать советам заказать составление декларации на стороне — за 200 рублей в Сыктывкаре за тебя все оформят, отнесут, останется лишь дождаться перечисления денежек. Такие объявления можно встретить в отделениях налоговой, в газетах. Но первая неудача лишь распалила и прибавила желания сделать все самостоятельно, к тому же было жаль потраченного времени. Дома, вооружившись прошлогодними декларациями (кстати, лист «Г» в них отсутствовал), я заполнила-таки документ.
Второй поход в налоговую был запланирован на утро понедельника. Передо мной в очереди вновь оказалось три человека, что, впрочем, ничуть не удивляло — на дворе было 7 мая, и все сознательные граждане давно сдали отчетность — налоговые декларации от индивидуальных предпринимателей принимаются до конца апреля. В моем случае жестких временных рамок не было установлено — если декларация подается для получения социального (при оплате учебы или лечения) или имущественного вычета (строительство или покупка жилья) срок подачи был не ограничен, главное — обратиться в налоговую не позднее трех лет с момента покупки жилья. Но налоги-то были уплачены в 2006 году, а на дворе стоял май 2007-го! И желание получить назад свои заработанные возникало все острее, тем более что по опыту прошлого года я знала, что с момента обращения в налоговую и до перечисления денег на твой банковский счет проходит больше четырех месяцев.
Листы «Г» и «К» все-таки были оформлены с ошибками, но мне позволили исправить их на месте. «Вы указали неправильный ИНН», — заявил инспектор, на сей раз мужчина. «Александр Наполеоныч! Вы еще в прошлом году заставили все переделывать (тогда у меня почему-то оказалось два ИНН) и теперь вас не устраивает этот ИНН, принятый вами же ранее» — взмолилась я. Имя инспектора было написано на окошке. Всем своим свирепым видом он и вправду напоминал мне Наполеона, не хватало только треуголки. Я продемонстрировала прошлогодние декларации, которые вновь сослужили мне добрую службу, и мысленно поблагодарила бывшего бухгалтера Лену. Это она надоумила меня сделать два экземпляра декларации и добиться, чтобы на втором, который я сохранила для себя, тоже проставили штамп налоговой (бывает, что документы теряются). Инспектор смягчился.
Самое трудное было пройдено. Затем нужно было отдать копии документов и показать оригиналы к ним (свидетельство о регистрации недвижимости, договор купли-продажи или инвестирования в строительство, платежные документы, акты приема-передачи квартиры, справка о доходах, заполненная по форме 2НДФЛ). Если в декларации указывается банковский кредит на недвижимость, и вы желаете вернуть и 13 процентов с выплаченными вами процентов по кредиту, то необходимо еще предоставить справку банка, платежки и кредитный договор.
На этом меня отпустили с миром. Теперь мне осталось дождаться результатов камеральной проверки, которая продлится три месяца, а возврат подоходного поступит на банковский счет спустя еще месяц.
Советы бывалых: в налоговую лучше приходить пораньше, по наблюдениям, народ начинает подтягиваться где-то после 9:15, либо сразу после обеда. Лучше не приходить, как, впрочем, и в остальные учреждения, накануне праздников и в пятницу после обеда, чтобы не навлекать на себя гнев инспекторов. Больше всего очередей наблюдается в январе-апреле, когда сдается вся отчетность за предыдущий год. Не стоит стесняться звонить в справочную — телефон сыктывкарской инспекции (8212) 44-65-32 или в тот же отдел камеральных проверок — (8212) 44-64-19, где, как оказалось, работают очень милые сотрудницы, которые здорово меня проконсультировали. Видимо, их работа не такая нервная как «на передовой».
Комментарии