Протяженность территорий в Коми еще более усугубит материально-технические проблемы, ожидаемые в ходе реформы прокуратуры. Такое мнение «КомиОнлайну» высказал заместитель прокурора республики Вагиз Саттаров.
Напомним, 11 мая Госдума РФ узаконила в третьем (окончательном) чтении поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон «О прокуратуре» в части создания следственного комитета. Новое ведомство выведут из состава органов Генпрокуратуры, хотя материально следователи будут зависеть от прокуроров до 1 января 2008 года — именно такой срок отводится на передачу дел. При этом, как пишет деловая газета «Взгляд» со ссылкой на зампреда думского комитета по конституционному законодательству Александра Москальца, до 1 января 2008 года на финансовое и материально-техническое обеспечение комитета пойдут средства органов прокуратуры. Только со следующего года содержание следователей должно быть прописано отдельной статьей расходов госбюджета.
«С выделением следствия в самостоятельное ведомство будут делить и материально-техническую сторону — кадры, бухгалтерию, транспорт, компьютеры, экспертно-криминалистическое оборудование. А у нас в районах один-два следователя и одна машина на всю прокуратуру! И куда деваться этому следователю, как выезжать на место происшествия, как проводить следственные действия? Сложности, несомненно, возникнут», — отметил зампрокурора. Он также подчеркнул, что в силу специфики Коми, удаленности территорий у прокуроров и без реформы есть сложности. «Мы лишний раз совещание провести не можем — поездки выливаются в значительные затраты, снижается оперативность работы. Так, дорога на поезде из Воркуты и обратно занимает двое суток рабочего времени», — сказал зампрокурора. Возникает также вопрос — кто и как будет руководить следователями в отдаленных районах, которых в России большинство. Сейчас это делают прокуроры и их заместители, помощники. В следственном комитете придется создавать структуру по организации и контролю работы следователей — по сути, еще один орган с дублирующими функциями.
Кроме того, со снижением прокурорского надзора, что подразумевает реформа, в разы возрастет количество заказных дел, прогнозируют прокуроры. «Сегодня прокуроры большинство заказных дел отсеивают, но единичные дела и сейчас умудряются проводить через прокуратуру, не всегда удается их разглядеть, — отметил В.Саттаров. — Возбудить дело большого ума не надо, можно убедить прокурора, что есть состав преступления, а потом закрыть дело, заявив, что состав не выявлен. Только вот через полгода следственных действий в отношении какого-нибудь предпринимателя его бизнес можно сворачивать — работать с ним уже никто не рискнет. Вероятность того, что прокурорский надзор ослабнет, и «заказы» будут появляться десятками и тысячами, возрастает многократно. Все это не пойдет во благо ни органам власти, ни бизнесу, ни обществу в целом». Мало кто задумывается о защите конституционных прав граждан — сегодня прокуроры отменяют тысячи незаконных решений следователей. Новый закон подразумевает слишком громоздкую процедуру — сначала жалоба на незаконное решение следователя, потом — жалоба его руководителю, а затем — обращение в суд, что может длиться годами.
*** Поправки в закон «О прокуратуре» подразумевают разделение надзора от следствия и лишение прокуроров права оперативного контроля за ходом следствия. Формально следственный комитет станет независимым от Генпрокуратуры органом. Хотя он формируется при прокуратуре, и руководитель комитета будет занимать должность заместителя генпрокурора и назначаться Советом Федерации по представлению президента. По новой схеме прокурор не сможет влиять на работу следователя и лишается права возбуждать уголовные дела — это прерогатива следователя. Полномочия прокурора — утверждать обвинительное заключение и представлять гособвинение в суде. Предполагается также создание отдельных транспортных прокуратур на правах областных. Закону предстоит пройти рассмотрение в Совете Федерации, затем документ будет направлен на подпись президента.
Комментарии