Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 10 декабря, 2013, 13:23 1608 1

Книжный бизнес в Коми: пока процветает пиратство, стратегия работы не изменится

По мнению заместителя гендиректора по науке Российской книжной палаты Константина Сухорукова, «бумага» вынуждена конкурировать не только и не столько с «цифрой», сколько с мощной общемировой индустрией развлечений и массовых досуговых коммуникаций. «В книжной сфере почти над каждым потребителем тяготеет груз давних привычек и традиций – модная индустрия над этими людьми почти не властна; об этом-то факторе часто забывают или не желают помнить многочисленные «революционеры»-футурологи в сфере всяческих книжных прогнозов», - пишет ученый.

Иного мнения придерживается программный директор «Института книги» Александр Гаврилов, который отвел печатной книге в качестве основного источника знаний не более пяти лет.

Сухие цифры при этом остаются спорными: за первое полугодие этого года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) наблюдается заметное увеличение количества изданных в России книг (почти 60 тысяч книг против прошлогодних 57,7 тысячи), но тираж их уменьшается (240 миллионов экземпляров вместо 259 миллионов).

Лидеры издательской отрасли дают собственную оценку происходящему. Так, генеральный директор компании «ЛитРес» Сергей Анурьев заявляет, что электронные и аудиокниги— самые быстрорастущие сегменты на книжном рынке.

Гендиректор издательства «Эксмо» Олег Новиков также отмечает рост потребления электронных книг. По его словам, на протяжении последних трех лет в России объем продаж электронных книг ежегодно удваивается. При этом на одну проданную электронную книгу приходится девять скачиваний с пиратских сайтов. И на 2013 год прогнозируется около 30 миллионов загрузок с нелегальных порталов.

«Но там, где книга предполагает наличие дополнительных, помимо собственно чтения, аспектов потребления – тактильные ощущения, особенности полиграфии, соблюдение требований государственных стандартов, – все эти сегменты рынка демонстрируют устойчивый рост. В первую очередь это, конечно, детская, учебная и прикладная литература», - отметил он.

Подводя итоги, О.Новиков говорит о необходимости решить проблему пиратства, которая, на его взгляд, является наиболее серьезной угрозой и для издательств, и для книжной розницы.

Проведенный в группе «КомиОнлайна» опрос подтвердил, что большинство читателей (55 процентов) все еще предпочитают бумажные издания. Однако разрыв между книгой и ее электронной версией невелик, он составил всего 14 процентов. Аудиокниги предпочитает только четыре процента опрошенных.

Несмотря на столь заметные изменения в книжной отрасли, отмеченные специалистами и рядовыми читателями, традиционные книжные магазины Коми менять свою бизнес-стратегию в ближайшее время не планируют.

Пока существует интернет-пиратство, переключаться на цифровой ассортимент для книжного бизнеса проблематично, считает директор книжного магазина «Буковка» Нина Баканова. «В России люди редко готовы платить деньги за то, что можно скачать бесплатно, пусть и нелегально. Пока я не вижу никаких подвижек, чтобы можно было более-менее уверенно рассуждать о том, что будет, «как только удастся справиться с пиратством». В настоящее время для книжного бизнеса один из самых распространенных способов компенсировать уход части покупательской аудитории в «пираты» - вводить новый дополнительный ассортимент: канцелярские товары, сувениры, к примеру. При этом бумажная книга, на мой взгляд, еще не скоро уйдет в забытье, например, в сегменте детской литературы», - говорит она.

Владелец ухтинского магазина «Книжный червь» Евгения Алимова, напротив, считает, что потребитель возвращается от электронных книг к бумажным. «Года три-четыре назад был всплеск интереса к электронным книгам, но часть населения поняла, что это не всегда удобно, а некоторым они просто не нравятся», - сказала Е.Алимова.

Менеджер по ассортименту оптового склада «Книжный мир» Дарья Соловьева (Сыктывкар) уверена, что и без изменений в привычной структуре работы книжный бизнес может выжить благодаря наблюдениям за спросом. «Большей популярностью у населения пользуются детские, развивающие книги и учебная литература. Это именно тот сегмент, где есть рост продаж», - уточняет она.

Продавец магазина «Комикнига» Юлия Напалкова уверена, что электронные издания не вытеснят печатных. «Электронные книги могут уйти в приоритет, но вытеснить бумажное издание полностью электронная книга не сможет. Печатная информация всегда может стать артефактом на случай исчезновения электронной. Победителей или проигравших в этом поединке нет. Оба формата книг будут вместе сотрудничать и расширять возможности для чтения», — поделилась продавец.

При этом все владельцы книжных магазинов отмечают, что интерес к литературе сохраняется. Предпочтения разные: от русской и зарубежной классики, фантастики и приключенческой литературы до любовных романов и детективов.

Кстати, несмотря на обвинения в нелюбви к чтению в адрес россиян, и на доступность пиратского контента, покупателями книжных магазинов чаще всего становятся подростки, молодежь и люди до 45 лет.

Фото с сайта mygazeta.com

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама