Как говорится на сайте администрации Усинского района, в ответ на просьбу главы Ненецкого автономного округа Игоря Кошина президент России Владимир Путин дал поручение правительству в срок до 30 сентября 2014 года представить решение вопроса о достройке автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск с указанием источников финансирования и сроков проведения работ. Как пишет «КоммерсантЪ», правительству предстоит ускориться в принятии решения и уже до 16 сентября найти необходимые для возобновления строительства дороги средства в размере более 8 миллиардов рублей.
Строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск было начато еще в 1991 году и до 2004 года были введены в эксплуатацию два участка протяженностью 97 километров: Нарьян-Мар – Лаявож и от границы Коми до поселка Харьягинский. Как ранее писал «КомиОнлайн», в 2012 году руководство Коми и НАО в соответствии с рекомендациями Минтранса преобразовали свои инвестпроекты по строительству автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар и автодороги Нарьян-Мар – Усинск в единый межрегиональный инвестпроект «Строительство автодороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард».
Протяженность автодороги от столицы Коми до столицы НАО составляет 1085 километров, в том числе в границах республики — 869 километров. Трасса во многих местах разрывается, поэтому необходимо разрозненные участки соединить в одну дорогу. В прошлом году была введена в строй дорога между поселками Керки и Малая Пера в Сосногорском районе. Строительство началось в 2008 году с участка протяженностью 38,1 километра от поселка Керки до реки Кабанты-Вис, а в 2010 году от реки Кабанты-Вис до поселка Малая Пера (еще 23,2 километра). Новая дорога замкнула автодорожную транспортную схему центра России с севером и дала выход на Ненецкий автономный округ. Общая стоимость строительства составила 2,3 миллиарда рублей.
Кроме того, недавно был объявлен конкурс подготовку проектной документации на строительство дороги на участке Ираель – Каджером как части трассы между Сыктывкаром и Нарьян-Маром, пишет «Стенограф».
На сегодня транспортный разрыв между Усинском и Нарьян-Маром составляет 83 километра. В 2013 году за счет средств НАО завершена корректировка проектной документации на завершение строительства этого участка, определена стоимость – 8,417 миллиарда рублей, получено положительное заключение государственной экспертизы. Однако «пробить» федеральные бюджетные ассигнования на 2014-2016 годы тогда так и не удалось.
Как пишет «КоммерсантЪ», «после подписания соглашений о вхождении «Роснефти» в проект «Печора СПГ» и о сотрудничестве госкомпании с НАО, по которым порт Индига должен стать крупным перевалочным узлом, возникла необходимость в автомобильном сообщении, а дорога Нарьян-Мар – Усинск (ближайший железнодорожный узел) должна облегчить доступ к месторождениям и инфраструктуре региона».
В том, что наземный выход в Коми даст положительный экономический эффект для округа, очевидно. Понятно, что с окончанием строительства дороги Нарьян-Мар – Усинск регион решит одну из своих первых стратегических инфраструктурных задач, но нельзя не отметить также, что ее региональный эффект сегодня перерастает в нечто большее.
«Дорога Нарьян-Мар – Усинск имеет статус автомобильной дороги общего пользования регионального значения, – сказал врио губернатора НАО И.Кошин. – Но, по сути, уже сегодня она обретает федеральную значимость. Решение президента закладывает возможность для обеспечения инфраструктурного развития Арктической зоны, это один из этапов полномасштабного освоения Арктики, ее природных ресурсов, Северного морского пути. А для округа – это та долгожданная возможность развивать экономику, снижать стоимость продуктов, потребительских товаров, строительных материалов, ГСМ, повышать качество жизни, на которую мы давно надеялись и ждали. Теперь, когда и полномочия из Архангельской области возвращаются в Ненецкий автономный округ, у нас есть все шансы достроить дорогу на Усинск уже в ближайшей перспективе».
Фото Ольги Афанасьевой
Комментарии