Как сообщается на сайте «Бизнес-Сервис», заместитель директора по страховым рейтингам агентства Наталья Данзурун считает, что среднерыночная убыточность этого вида страхования с учетом судебных расходов приблизилась к 100 процентам. Троекратное повышение выплат по ущербу имуществу или здоровью без соответствующего повышения тарифов будет грозить рынку массовыми банкротствами и трудностями с оформлением полисов ОСАГО в регионах.
При этом повышение тарифа в пределах 25 процентов, которое накануне анонсировал Центробанк Росии, по мнению «Эксперта РА», достаточным не является. Необходимая мера по предотвращению кризиса – повышение тарифа на 40–60 процентов, с одновременным пересмотром территориальных коэффициентов в наиболее убыточных регионах.
«С III квартала 2012 года и до IV квартала 2013 года квартальные темпы прироста выплат превышали темпы прироста взносов. В 2013 году ОСАГО принесло убытки страховщикам в 23 регионах России», – добавила Н.Данзурун. Отметим, что Коми в число этих регионов не вошла.
Если тарифы не будут пересмотрены, предельный уровень износа автомобиля снизится с 80 до 60 процентов, к концу года убытки по ОСАГО получат страховщики уже в 59 регионах России. За этим последует так называемый «ухудшающий отбор», то есть место надежных компаний уже сокращающих свое присутствие в регионах займут компании, ориентированные только на сбор премий. Качество урегулирования убытков при этом снизится. Не исключена вероятность усложнения процедуры получения выплат автовладельцами. К 2015 году такая картина будет наблюдаться уже в 75 из 85 регионов страны.
Если же тариф будет повышен на 25 процентов, ОСАГО будет убыточным в 50 регионах России в 2014 году и в 69 регионах в 2015 году. В этих субъектах автовладельцы будут по-прежнему испытывать трудности с оформлением полисов ОСАГО.
Количество убыточных по ОСАГО регионов снизится при увеличении тарифов на 40 процентов и составит 33 региона в 2014 году, 60 регионов – в 2015 году. А при повышении тарифов на 60 процентов в 2014 году трудности с ОСАГО будут испытывать автовладельцы и страховщики в 33 регионах страны, в 2015 году – в 46 регионах.
«Как мы знаем, именно состояние экономики ОСАГО становится причиной социальной напряженности в регионах РФ, зафиксированной рядом исследований, в том числе социологических. Еще до принятия поправок к закону об ОСАГО отрасль находилась в плачевном состоянии, если же тарифы не приведут в соответствие с растущими выплатами, страховщики откажутся от такого нерентабельного бизнеса, кризис распространится на всю Россию и недовольство граждан может стать массовым», - заключила Н.Данзурун.
Напомним, поправки в закон, принятые Госдумой России, подразумевают:
1 сентября 2014 года.
Обязанность регулировать тариф перейдет к Банку России. Ранее сообщалось, что ЦБ собирается поднять базовый тариф на 18-24 процентов. До 1 сентября 2016 года он сможет менять тарифную политику страховых компаний один раз в полгода, после этой даты — один раз в год.
Вступают в силу все изменения, за исключением отдельных положений.
Заключить договор ОСАГО можно будет в каждом филиале страховщика.
За незаконный отказ в заключении договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг страховщику придется заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.
Закон о защите прав потребителей будет распространяться на ОСАГО только в той части, которая не регулируется законом об ОСАГО.
Страховая компания будет обязана выплатить компенсацию или дать направление на ремонт (с указанием сроков ремонта) за 20 дней с момента принятия заявления клиента, за исключением нерабочих и праздничных дней (сегодня у страховщика на это есть 30 дней). Еще пять дней есть у страховщика на ответ по повторному обращению застрахованного в компанию, если тот недоволен решением о выплате. Только после повторного обращения в страховую компанию клиент сможет обратиться в суд.
При получении направления на ремонт по ОСАГО клиент дает согласие на возможное увеличение сроков исполнения страховой компанией обязательств. Ответственность за нарушение станцией техобслуживания срока ремонта и иных обязательств несет страховщик, выдавший направление на ремонт.
Неустойка за просрочку выплат по ОСАГО будет составлять 1 процент от суммы выплаты (сейчас за нарушение сроков страховая компания платит 1/75 ставки рефинансирования, что соответствует 0,055 процента).
1 октября 2014 года.
Лимит выплат по ущербу автомобиля увеличится со 120 тысяч до 400 тысяч рублей.
Предельный износ автомобиля будет снижен с нынешних 80 до 50 процентов. Иными словами, если сейчас страховщик может решить, что деталь изношена на 80 процентов, и компенсировать только оставшиеся 20 процентов стоимости, то после принятия законопроекта он должен будет компенсировать не менее 50 процентов стоимости.
В четырех регионах России — Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — начнется эксперимент с расширением суммы покрытия по европротоколу. Сумма будет ограничена только общим лимитом выплат по ОСАГО (400 тысяч рублей). Для получения выплат клиенту нужно будет предоставить в страховую, помимо требующихся и сегодня документов, фото- или видеосъемку с места ДТП. Кроме того, фиксация обстоятельств должна быть проведена с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации, а также с помощью устройств, использующих ГЛОНАСС или другие глобальные навигационные системы.
1 января 2015 года.
Будет создана единая автоматизированная информационная система, содержащая страховую историю всех клиентов страховых компаний по каско и ДСАГО.
1 апреля 2015 года.
Лимит компенсаций за ущерб жизни и здоровью пострадавшего при ДТП вырастет со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.
1 июля 2015 года.
Заключить договор ОСАГО можно будет в электронной форме.
1 октября 2019 года.
«Безлимитный» европротокол будет действовать на территории всей страны (если есть ГЛОНАСС или другая спутниковая система).
Фото с сайта auto.mail.ru
Комментарии