Предваряя начало обсуждения, заместитель министра образования Коми Дмитрий Беляев напомнил, что главным мотиватором для работы молодых общественников должно быть не желание заработать, а желание принести в общество что-то новое, интересное и действительно полезное. «Отрадно, что в этом году к нам пришло много новых проектов от молодых во всех смыслах этого слова авторов. Мы в свою очередь постараемся помочь им реализовать их идеи», - сказал он.
Первый проект – «Тьюторство» - представила студентка Сыктывкарского госуниверситета Анна Чалпанова. Его суть заключается в адаптации иностранных студентов к реалиям отечественного образования с помощью наставников – тьюторов. По словам девушки, в СыктГУ в этом году обучается 85 студентов из других стран. Для успешной адаптации им требуется поддержка. Обученные тьюторы, по одному на группу с иностранцами, должны проводить нечто вроде классных часов и водить гостей столицы Коми на экскурсию по городу, чтобы те лучше ориентировались в новом для себя месте. В результате, по задумке автора проекта, выходцы из других стран должны «ассимилироваться» и повысить свои показатели успеваемости.
Проект подвергся критике членов комитета – многие высказались по поводу того, что выделение иностранных студентов из общего числа вряд ли поспособствует их адаптации в непривычных условиях. В пример был приведен опыт Ухтинского государственного технологического университета, где учится больше 400 иностранцев, в том числе из стран Африки. Там приехавших из-за рубежа молодых людей стараются не отделить от общей массы, а вовлечь в общественную жизнь вуза.
На вопрос, сколько же денег потребуется для реализации всего задуманного, А.Чалпанова ответила, что авторам хватило бы 75 тысяч рублей. «Я знаю ресурсы, имеющиеся в СыктГУ. Думаю, средства можно найти и в университете», - резюмировал Д.Беляев.
Вторым представлял свой проект общественник со стажем, заместитель председателя общественной организации «Экологи Коми» Александр Попов. Его эколого-образовательный проект «Растем вместе» предполагает, что воспитанники детсадов и начальных классов школ будут выращивать деревья (от семечка до деревца, готового к высадке в грунт) для создания аллей на территориях их образовательных учреждений. Этим проектом активисты планируют убить двух зайцев: улучшить экологическую обстановку в городе и привить детям чувство ответственности за окружающий мир. Проект рассчитан на два года, а для обучения волонтеров, покупки посадочного материала и удобрений, понадобится 84 тысячи рублей. При этом, как заверил выступающий, для муниципалитетов он принесет экономию средств на озеленению от 2 миллионов до 60 миллионов рублей. Реализовывать идею он планирует в Сыктывкаре, Ухте, Корткеросском и Сыктывдинском районах.
Члены студсовета УГТУ привезли на проектный комитет проект «Тест драйв», идея которого состоит в профориентировании будущих абитуриентов и погружении их в студенческую жизнь. Один из авторов «Тест драйва» Виталий Шоман рассказал, что университет приглашает 11-классников из школ республики и соседних регионов (по два лучших ученика со школы) в Ухту. Там их селят в общежитие и в течение трех дней окунают в жизнь студента: лекции, семинары, экскурсии, знакомство с бытовой стороной жизни в общежитии. «Все побывавшие у нас выпускники положительно отзывались о проекте. Более того, из 30 школьников, прошедших через «Тест драйв», 17 стали студентами УГТУ и не уехали учиться в другие регионы», - заключил В.Шоман.
Член проектного комитета Юлия Шилова заметила, что трех дней может быть недостаточно, но А.Попов посчитал иначе: за это время дети как раз успеют загореться идеей, но не перегореть ей, и решить вернуться в УГТУ. Кроме того, как отметил В.Шоман, все, кроме проживания в общежитии, абитуриенты оплачивают сами, а оторвать от учебного процесса на неделю сложнее, чем на три дня.
Д.Беляев отметил, что идея у студентов УГТУ отличная, и СГУ, как и другим образовательным учреждениям Сыктывкара, стоит взять на вооружение подобное профориентирование.
Авторы четвертого проекта из Сысольского района (студенты визингского филиала республиканского агропромышленного техникума Иван Торопов и Анастасия Новицкая) не смогли самостоятельно его презентовать, поэтому о нем рассказала член комитета Илона Соколова. Суть «Вечных ценностей» заключается в том, что школьникам дается задание создать видеоролики на одну из четырех тем: здоровый образ жизни, мама, родина и память. Своими силами они пишут сценарий, снимают и монтируют видео. И, по мнению авторов, благодаря погружению в тему, дети воспитывают в себе уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.
«Просят они тысячу рублей на расходные материалы – бумагу и ГСМ», - подвела итог И.Соколова.
«Но чтобы снять качественный ролик, нужно гораздо больше», - удивилась Ю.Шилова.
На это выступавшая в роли докладчика И.Соколова отметила, что не стоит путать творческий процесс, в который погружаются школьники из Визинги, со съемками социальной рекламы, которую будут транслировать по телевидению или показывать широким массам.
В итоге члены комитета сошлись на мысли, что молодежи районов всегда интереснее смотреть на жителей их же районов, и проект «Вечные ценности» можно переносить в любой муниципалитет.
Пятый проект «Время вперед» представила его автор – студентка Сыктывкарского торгово-технологического техникума Анастасия Глухова. Девушка рассказала, что в рамках проекта в техникуме создан клуб «Молодой избиратель», где собирается около 80 неравнодушных студентов, которые считают свое волеизъявление на выборах признаком активной гражданской позиции. «Мы собираемся примерно раз в месяц и проводим деловые игры, семинары, лекции, к нам приходят гости из избиркома», - рассказала она.
«Простите, я в вашей презентации увидел словосочетание «мажоритарная система». Вы не расскажете, что это такое?» - прервал докладчицу Д.Беляев.
Девушка смутилась и не сумела ответить на вопрос. После чего замминистра образования все же поблагодарил А.Глухову за активную гражданскую позицию, посоветовал плотнее работать с избирательной комиссией республики, пожелал успехов в развитии клуба и все-таки выучить определение «мажоритарная система».
Последним проектом, представленным на этом заседании комитета, стал «СЕГМА». Автор, член молодежной организации «Мылдiнса томлун» Троицко-Печорского района Алена Пыстина рассказала, что название проекта – это аббревиатура, составленная из названий старинных деревень (Антон, Максим, Габэ, Еремеево и Сарьюдин), которые объединяет общая легенда. «На основании этой легенды мы предлагаем организовать туристический тур по деревням со спуском по реке Илыч. Главное, что местное население, и я в том числе, очень хочет привлечь в район туристов. На реализацию пробных экскурсий летом 2015 года нам понадобится 75 тысяч рублей. Еще 30 у нас уже есть», - сказала она.
Услышав названную девушкой сумму, все члены проектного комитета начали переспрашивать, на что же нужны деньги, раз нужно их так мало. Смущаясь, А.Пыстина сказала, что многие жители деревень готовы первое время работать на добровольных началах, чтобы сделать это туристское направление популярным.
«Но почему все-таки не «СЕМГА»? Это уже раскрученный бренд», - в конце добавил А.Попов.
«Все правильно. Каждый будет задаваться вопросом, почему не «СЕМГА». Вот и сценарий для вирусной рекламы готов», - парировал Д.Беляев.
Подводя итог встречи, он сказал, что комитет одобрил все рассмотренные проекты. «Главное, чтобы не было, как это часто случается : проект отличный, деньги получены, а у автора интерес к нему пропал или появились другие увлечения, или изменилось семейное положение», - заключил он.
Инициативы молодежи Коми: бесцельное повторение пройденного
Фото пресс-службы министерства образования Коми
Комментарии