Н.Сафронова в мире художественной живописи оценивают по-разному. Его работы вызывают восторг у провинциальных художников и клиентов, а профессиональные критики отказываются обсуждать портреты знаменитостей кисти Н.Сафронова, заявляя, что компиляция узнаваемых лиц и средневековых одежд вообще не является чем-то, относящимся к творчеству.
Несмотря на это, художник продолжает оставаться самым известным в России и с 2011 года устраивает настоящие гастрольные чесы по стране. Теперь он доехал и до Сыктывкара. Всего посетителям представили 70 работ: изначально планировалось на десять больше, но организаторы решили, что разместить их всех в небольшом выставочном зале Национального музея будет не очень удобно. Часть коллекции осталась в кабинете директора учреждения.
Экспозиция представляет собой набор работ в самых разных художественных направлениях: портрет, картины в стиле dream vision, пейзажи, сюрреалистические и символические творения. Но так как Н.Сафронов больше всего известен как портретист, то значительная часть выставки была отдана под этот жанр. Преобладали лица заграничных знаменитостей: Тильды Суинтон, Скарлетт Йоханссон, Клинта Иствуда и прочей актерско-певческой братии. Тут же встречались изображения Сергея Дягилева или неясные очертания лица Владимира Путина, проступающие сквозь петербургское небо. Следом шли портреты собак и кошек в средневековых костюмах, а также неизвестных флорентийских юношей. Все это перемежалось с умиротворенными пейзажами.
В целом выставка нагоняла безысходную скуку, так как картины вызывали ассоциации с разваленными на прилавках глянцевыми журналами, а, следовательно, отдавали искусственностью, ненатуральностью и ширпотребом.
Вообще при разглядывании работ складывалось ощущение, что все они написаны поверх фотографий и доработаны фотошопом. Подробно изучать эти гламурные раскраски не имело никакого смысла: художественности, мысли, идеи в этом не найдешь. Кроме того, не выстраивалась общая логика выставки: чему она посвящена, каково в целом творчество Н.Сафронова, о чем он хочет говорить и какими средствами это делает.
Тем не менее, по словам директора продюсерского центра «Фрэш-Арт» Руфата Ахмедова, посетители выставок в других городах чаще всего остаются довольны увиденным, оставляют положительные отзывы. «Встречается, конечно, и критика. К счастью, ее меньше, чем похвалы. Причем зрители иногда не разбираются, пишут в нашей книге отзывов замечания по освещению, по каким-то музейным проблемам», - сказал он.
Сыктывкарский художник и фотограф Андрей Ретанов поделился своими впечатлениями от выставки: «Для художника, который имеет имя в России, выставка очень слабая, не показательная, не говорит о Никасе Сафронове, о его мастерстве. Только портреты хорошие, видно, что рука набита, видно терпение, труд, реалистичность. Я узнал об этом художнике лет десять назад, сегодня, когда я впервые увидел его работы вживую, я подумал, что они вышли из-под руки какого-то начинающего художника, который пробует себя в разных жанрах, причем очень китчевых», - прокомментировал он.
Комментарии