«Идея зимнего символа Коми витала в воздухе давно — мы не первооткрыватели в этом вопросе. До сих пор не удалось прийти к логическому завершению, но мы не опустили руки, напротив, у нас есть желание серьезно поговорить, и не просто поговорить, а увидеть какую-то конкретную концепцию», - предварил обмен мнениями 27 января председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель.
Затем модератор общения писатель Григорий Спичак позволил себе более четко поставить задачу перед собравшимися: «Символ - это знак, передающий суть и перспективу предмета. И мы должны понять, что не может быть символом Коми безусловно, и какими свойствами он должен обладать».
Первым слово предоставили человеку от науки - директору института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Игорю Жеребцову. «Я не готов сказать что-то конкретное, так как вопрос это сложный. Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о зиме, - снег, лыжи. В национальном музее хранится древнейшая на Земле лыжа с головой лося. Этот символ объединяет в одном флаконе и историю, и рекламу, и вид спорта. Правда, не знаю, как можно использовать их в маркетинге. Я не настаиваю, это лишь направление мысли, - добавил ученый, увидев озадаченность в глазах коллег по столу. - Все же хотелось бы, чтобы в символе отражалась история и культура коми народа».
«Не надо путать символ и герб. Символ должен быть простым и близким каждому с детства, нести оптимизм, быть не столь серьезным», - оборвал мысль И.Жеребцова И.Ковзель.
«Несерьезно - это ко мне, - тут же вступила поэтесса Надежда Мирошниченко. - Я сразу увидела символ, он встал перед моими глазами: два обнимающихся медведя - белый и черный. Медведь - символ России и наш. К тому же это сразу показывает, что Арктика - наша. Художник эту тему поймет».
«Продолжая идею лыж, - начал ведущий научный сотрудник сектора фольклора ИЯЛИ Павел Лимеров. - Лыжи - самое то, что нужно. К тому же есть легенда о синдорском Йиркапе, задумку уже можно воплощать. Это и маркетинговый образ неплохой».
«По поводу медведя - он не подходит», - высказался общественник Игорь Андриянов.
«Не один, а два медведя, белый и черный», - поправила Н.Мирошниченко.
«Да хоть три медведя - все равно не то, - парировал И.Андриянов. - Лыжи все же ближе республике, и нужно продвигать регион как родину лыж, но не стоит связывать регион только с ними».
«Нужно найти гибкую схему, которая может работать. Мы однажды разрабатывали символику на основе полярной совы», - привел пример председатель Союза художников Коми Фарук Бурангулов.
«Возражаю! Сова — это символ «Что? Где? Когда?», - молниеносно отреагировала Н.Мирошниченко.
«Я и не предлагаю использовать сову, я привожу пример. Кроме того, «Что? Где? Когда?» используют образ сыча, а не совы, - ответил на выпад Ф.Бурангулов. - Я хотел сказать, что не нужно привязывать символ к геральдике — гербу республики, цветам флага. Нужно делать самостоятельный узнаваемый образ».
Затем слово перешло художнице и преподавателю факультета искусств Сыктывкарского госуниверситета Анжеле Размановой: «Прежде чем начать думать над образами, необходимо ответить на вопросы: для чего, из чего и по какому случаю? Тогда мы сможем продумать целостную концепцию символа зимы. Или это будет символ Севера? Или, быть может, это будет зимний брендбук? Где мы будем использовать символ: в печатной продукции, в качестве ростовой куклы, какие нужны масштаб и деталировка? Стилизовать можно северное сияние, ветер, мороз, снег, холод. Но вопрос — что мы будем продвигать этим? И что характерно только для нас?».
Вопросы, заданные А.Размановой, выслушали все в полной тишине, но ответов на них так и не поступило - обсуждение продолжилось. Тогда она поставила перед участниками круглого стола еще один вопрос: символ без легенды потеряется.
«Белый медведь - может быть, она, а черный – конечно, он», - дорисовала всплывший в сознании эскиз Н.Мирошниченко.
«Это противоречит логике - бурый медведь зимой спит в берлоге», - позволил себе кто-то из зала ремарку, остудившую пыл поэтессы.
«Может, нам приостановить конкурс символов и начать конкурс легенд?», - среагировал Г.Спичак.
«Можно использовать существующие легенды, - предложила лингвист Татьяна Милаева. - Взять за основу образ богатыря, экологичного, с добрыми лыжами, подать его не как охотника, а как спортсмена, а в обрамлении использовать хоть снежинку, хоть звезду».
«Создать такого универсального доброго персонажа, которого можно использовать и в символике, и в качестве героя на детских утренниках», - высказал мысли И.Ковзель.
«Очень много деталей. Нам нужна лаконичность, кроме того, нужно помнить об объемном исполнении символа», - прервал мечтания Г.Спичак.
«В таком случае лучше все требования собрать и направить дизайнерам, которые покажут, как символ будет выглядеть в цвете, в ч/б, на бумаге, в объеме, разного масштаба и детализации», - предложила министр культуры региона Анастасия Прокудина.
«Но это заузит количество участников», - усомнился в правильности идеи модератор встречи.
«Зато повысит качество», - нашлась А.Прокудина.
«Символом может служить керка. Она может позиционировать Коми как гостеприимное, теплое место с собственной культурой и традициями», - предложила вариант А.Разманова.
«В этом нет ничего уникального — традиции архитектуры северных народов схожи», - высказал свое мнение И.Андриянов.
«Возражаю! Дом - скудный символ», - добила Н.Мирошниченко.
Полярная звезда в коми орнаменте
«Я с ноября пытался родить идею о зимнем символе региона и все безуспешно, хотя я геральдикой занимался и герб Коми и Сыктывкара - моих рук дело, - преподнес себя как серьезного профессионала художник и скульптор Анатолий Неверов. - Я ничего не мог родить, пока не был предложен гениальный вариант - Полярная звезда. Мало того что она есть в исполнении коми орнамента (я использовал ее, кстати, в одном из гербов), так она еще и может использоваться по-разному: быть медалью, орденом, и на елку ее можно ставить. Обсуждений не надо. Надо разрабатывать эту концепцию», - безапелляционно заявил он.
«Существует мнение, что Полярная звезда как символ слишком статична», - аккуратно вернул его с небес на землю Г.Спичак.
«Лучше вам не придумать», - почти обиженно ответил А.Неверов.
«Символов должно быть много, - почти примирительным тоном сказал председатель Федерации туризма Коми Геннадий Марковский. - Только мы используем внутри федерации символы полярного волка, коми пас (система графических знаков, древняя письменность - «КомиОнлайн»)», - привел он пример.
«Если смотреть на детские рисунки, присланные на конкурс, то в основном это снеговик, причем на лыжах. Я сама встала на лыжи в пять лет, дети мои встали на лыжи в пять лет, внуки мои тоже. Есть легенда об Йиркапе, который сделал лыжи из своего дерева-двойника (по легенде у каждого из нас есть дерево-двойник), и стал самым сильным охотником. Но это эпос, - издалека начала излагать свое видение писатель Елена Габова. - Для символа же хочется лирики, добра, чтобы он был красивым».
«Вот, два медведя, черный и белый. Добрых», - напомнила о своей идее Н.Мирошниченко.
«Кстати, я набросал образ двух медведей в стилистике инь и ян, - удачно вклинился в разговор фольклорист Анатолий Панюков. - Согласен, символов должно быть много. Лыжи Йиркапа — это хорошо, но образ должен быть проще. Сама по себе лыжа — динамичная фигура. Антропоморфный персонаж, связанный с ней, должен быть небольшой. Но у меня есть еще предложение — ассоциативное. Есть мифологема — стреляющий мороз: женщина на лотке (вроде хлебницы из лыка), в который запряжен заяц, катается по деревне зимой. Если она врезается в угол, то «мороз стреляет». Так можно противопоставить женский образ зимы Деду Морозу».
«Да, что-то вроде Метелицы. Была же в сказках Метелица? И это не Снегурочка какая-нибудь избитая и понятная. Метелица может быть не одна, а в составе. С зайцем, лисой, санями. Зайца можно пристегнуть, можно отстегнуть», - загорелся идеей И.Ковзель.
«Важно также наполнить символ. Дед Мороз — дарящий. А Метелица?», - отправил куда-то в воздух свой вопрос Г.Спичак.
«Мы скатились до детализации, когда нет общей концепции, - прервал всех И.Андриянов. - Что должна нести задумка? Какие маркетинговые задачи будет выполнять символ? Ведь он должен привлекать и туристов, позиционировать республику в России и мире. Что уникального есть у нас? Например, Коми — ворота в Сибирь», - ненавязчиво протащил свою задумку он.
«Урал - ворота в Сибирь», - притормозила коней уникальности Е.Габова.
«Я работала с детьми и знаю эту кухню изнутри, - не обращая внимания на заявления о воротах в Сибирь, сказала А.Разманова. - Это порочная практика - основываться в разработке символа на детские работы. Дети старше трех лет погрязли в стереотипах, у них очень конкретное мышление: зима, снеговик, лыжи, Снегурочка. Нельзя доверять детям выбор символа».
«Мы не доверяем. Что вы докопались до детских работ? Мы ждем от них идей», - успокоил художницу спикер регионального парламента.
«Мы можем предложить графикам и дизайнерам посмотреть детские рисунки и на их основе придумать символ», - предложил председатель союза художников.
«Профессиональному художнику это не нужно», - сказал как отрезал А.Неверов.
«Если сформулировать сухо конкретную задачу, то дизайнер сможет выдать конкретный продукт. Предлагаю разделить выбор символа на две части: детский рисунок и конкретная разработка символики. Можно разработать не конкретный символ. Им может быть узнаваемый и лаконичный ритм линии, фирменный стиль, брендбук и слоган в два-три слова», - нашла золотую середину А.Разманова.
«Например, «Под Полярной звездой», - нашелся А.Неверов.
Антон Ермолин, работающий над проектом выборов зимнего символа Коми, подробнее рассказал о том, почему предпочтение отдают Полярной звезде: о ней есть легенды, она использовалась в украшении национальной одежды в орнаменте, ею можно украшать новогоднюю елку, ее знают во всем мире.
«Раз мы говорим о символе как о чем-то теплом и одушевленном, можно «оживить» Полярную звезду. Например, на ней висят лыжи. Или сделать звезду из хрустальных лыж», - предложила Н.Мирошниченко.
«Если мы говорим о тепле, можно использовать варежки», - добавил кто-то.
«Да, можно использовать лыжную палку, воткнутую в снег мальчишкой, и оставленную на ней варежку», - дорисовала образ Е.Габова.
«Или варежку с узором Полярной звезды», - продолжил разгул фантазии на скрещенную тему И.Ковзель.
«Не могу отделаться от обнимающихся медведей. Теперь я вижу их в цветастых варежках. Вопрос - как разбудить бурого на зиму», - поинтересовалась Н.Мирошниченко.
Но после того как из зала прозвучала информация о том, что варежка уже используется как символ Вологды, с серьезным заявлением выступил Г.Марковский: «Коми должна агрессивно себя брендировать. Не обращать внимания на то, что есть у соседей. В Москве ведь появилась усадьба Деда Мороза, так почему нам не провести праздник пельменей? Жестче надо брать рынок».
«Если говорить об уникальности. Коми в ближайшее время не планирует менять свои границы. Может, использовать их и пустить по ним орнамент?» - включился И.Андриянов.
После часового обсуждения Г.Спичак подвел итоги: одна из главных претензий к большинству предложенных символов — они могут использоваться не только в Коми, им не хватает уникальности, региональной привязки. Участники круглого стола пришли к выводу, что символ должен воспроизводиться в масштабах от ладони до стены. Важно, чтобы можно было сшить такую ростовую куклу, использовать по разным случаям и в различных плоскостях, в том числе в качестве персонажа на детских утренниках или сшитой куклы. Он должен быть лаконичным, восприниматься на просторах не только России, но и за рубежом. Должно быть продумано звуковое сопровождение, он должен вписываться в видеоряд, чтобы воздействовать на все виды чувств. Как вариант — символов может быть несколько.
Конкурс детского рисунка и символа региона было решено разделить. Следующую встречу тем же составом назначили на 8 февраля — день окончания сбора идей от жителей республики.
«К этому времени мы сможем обсудить рисунки детей, вы свои визуализированные идеи тоже приносите», - заключил Г.Спичак.
«Мы принесем эскиз белого снега на белом фоне», - отшутился И.Жеребцов.
Фото с сайта zimakomi.ru и пресс-службы регионального отделения партии «Единая Россия»
Комментарии