Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Воскресенье, 1 февраля, 2015, 14:04 2647 1

Жизнь в Коми: подушевая основа финансов

С начала прошлого года тянулась странная финансово-экономическая неопределенность, когда чиновники всех уровней с осторожностью использовали слово «кризис», убеждая население, а часто и самих себя, что ничего страшного не произойдет. Да, будет некая коррекция основных экономических показателей: инфляция будет немного выше прогнозируемой, рост промышленного производства по итогам года никого не впечатлит, навряд ли будет преодолен спад в лесозаготовках и добыче угля, большинство отраслей покажут нулевую динамику развития. Весной в этих условиях начинает формироваться бюджет Коми на 2015 год, работа над ним длится полгода и к октябрю, когда экономику России начинает лихорадить, документ появляется на свет. В ноябре бюджет принимает Госсовет – именно с теми прогнозными значениями и ожиданиями, которые были у составителей в первой, относительно спокойной половине 2014-го.

Не надо быть вундеркиндом и доктором экономических наук, чтобы понять, что бюджет Коми на 2015-й не просто далек от идеала, но и как-то очень даже разнится с наступившей реальностью. Это признают и в министерстве финансов региона. Казалось бы, правительству можно было стать пессимистами и вписать в документ еще на стадии разработки именно те траты, которые будут по карману, однако министр финансов Коми Галина Рубцова осенью заявила, что «мы ограничены в возможности оперативного внесения изменений в документ». Именно поэтому и Госсовет, уже давно лишенный хоть какого-то серьезного вмешательства в бюджет республики, утверждает его таким, какой дали.

И тут начинается самое интересное – комментарии. О трудностях с исполнением бюджета-2015 говорят все, но Г.Рубцова видит решение: необходимо повышать финансовую дисциплину, четче определить приоритеты расходов в рамках госпрограмм, сократить неэффективные траты. Такое говорят все и по любому случаю, даже когда принимается смета детского утренника, но на государственном уровне это привело к возобновлению работы комиссии по повышению бюджетных расходов (получается, что комиссия какое-то время не работала и не боролась с неэффективностью, необоснованностью, транжирством). Опасения были и у депутатов. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госсовета Ивана Медведева, из-за роста цен в 2015 году могут вырасти расходы, хотя доходы могут остаться на прежнем уровне, а могут вообще снизится. «Есть сложности с наполнением бюджета», - признал на встрече с журналистами в ноябре и Игорь Ковзель. Он сказал, что недостаток средств будет покрываться кредитами, а это приведет к росту госдолга. «Никаких урезаний бюджета в данный момент нет, будем и дальше спокойно работать. Бюджет у нас сбалансированный», - заявил спикер.

И вот наступил 2015 год. На первой встрече главы Коми с председателем правительства Владимир Тукмаков сказал: «Очевидно, что в условиях усиления влияния негативных факторов, параметры бюджета необходимо будет оценить с точки зрения оптимизации расходов, но при условии безусловного выполнения принятых бюджетных обязательств социального характера, в том числе - выплаты зарплаты, исполнения майских указов президента, а также долговых обязательств». Если прибывать к этому заявление И.Медведева, что «в непростой ситуации Госсовет готов вносить изменения в бюджет региона даже в экстренном порядке», получается очень хороший плацдарм для ежеквартального, а возможно и более частого, секвестирования.

А предпосылки сокращения бюджетных статей есть. Взять, к примеру, главный финансовый документ на 2014 год: в сентябре и в декабре были уменьшены как доходная, так и расходная части. А данные по исполнению республиканского бюджета за прошлый год вообще вызывают настороженность: по доходам исполнен на 88 процентов, по расходам – на 92 процента, то есть получили и потратили намного меньше, чем планировали.

С начала года друг за другом появляются сообщения о сокращении финансирования многих федеральных программ. Это значит, что и республика получит меньше. Недосчитаются денег из вышестоящих бюджетов и муниципалитеты. Спад ожидает многие отрасли, если ничего не изменится.

Сейчас у власти связаны руки в плане неизменности социальной поддержки (хотя в любой момент она может отказаться от этих обязательств), а тут еще зарплатный майский указ президента, на исполнение которого тратится значительная часть бюджета. В этой ситуации в лучшем положении окажется тот, у кого денег больше, и их будет хватать не только на повседневные нужды, но и на повышение комфорта жизни и на развитие производственной сферы.

В 2008 году я впервые посчитал, сколько тратит местные бюджеты на одного человека. Прошло семь лет – хорошее время, чтобы сравнить данные.

За это время общие расходы республиканского бюджета выросли в 2,25 раза, а траты в пересчете на одного человека – на 2,5, что объясняется постоянным сокращением численности населения.

Но самое интересное скрывается на уровне пониже. Цифры развеивают заблуждение, что столичные жители находятся в выигрышном положении, несмотря на то, что бюджет Сыктывкара чуть ли не вдвое превышает бюджет любого другого муниципалитета. В 2015-м на одного сыктывкарца казна потратит в среднем 25,3 тысячи рублей (в два раза больше, чем семь лет назад).

Городские округа вообще оказываются в аутсайдерах. В Сосногорске расходы на душу населения составят 24,3 тысячи в год (самое низкое значение по всем муниципалитетам). Максимум в этой группе у Усинска – 58,1 тысячи рублей в год на одного жителя.

Лидируют районы, главным образом за счет малочисленности. Например, в Усть-Цилемском районе расходы на одного жителя составят 73,1 тысяча рублей (рост за семь лет в 2,7 раза), в Троицко-Печорском – 64,1 тысячи (рост в 3,6 раза), Прилузский – 61,7 тысячи (рост в 3 раза). На последнем месте находится Усть-Вымский район, но и там траты на одного сельчанина выше, чем на жителя Сыктывкара, Ухты или Сосногорска.

Город / район

Расходы на 1 человека (тыс руб)

Расходы бюджета в 2015 году (руб)

Расходы на 1 человека (тыс руб)

Расходы бюджета в 2008 году (руб)

В целом по Коми

81,9

70 815 725 800

32,5

31 465 200 000

 

Усинск

58,1

2 641 561 900

26,5

1 362 513 000

Инта

55,3

1 681 396 500

29,9

1 196 621 800

Вуктыл

50,1

637 677 135

19,3

320 824 600

Печора

40,9

2 183 983 100

12,0

754 318 800

Воркута

40,0

3 256 960 800

19,9

2 326 433 893

Ухта

26,3

3 167 986 374

13,8

1 760 881 900

Сыктывкар

25,3

6 574 437 600

12,3

3 042 251 000

Сосногорск

24,3

1 087 927 280

11,4

569 768 400

 

Усть-Цилемский

73,1

872 499 500

27,1

384 917 000

Троицко-Печорский

64,1

767 521 195

17,7

281 601 800

Прилузский

61,7

1 151 902 740

20,4

464 739 700

Ижемский район

52,2

915 405 000

21,6

434 229 500

Койгородский

46,1

362 612 100

21,5

198 715 600

Сысольский

42,2

559 434 677

18,1

291 107 400

Усть-Куломский

40,5

1 021 588 669

15,7

478 631 600

Сыктывдинский

39,5

942 975 700

14,1

343 981 900

Удорский

37,8

707 071 076

15,0

350 930 300

Корткеросский

35,5

681 126 391

15,6

356 273 200

Княжпогостский

33,8

697 716 810

13,0

342 279 200

Усть-Вымский

32,5

884 193 400

12,5

395 928 981

Конечно, это лишь статистические расчеты, которые часто имеют к приземленной реальности мало отношения (достаточно вспомнить историю про средний размер зарплаты по республике). И расходы бюджета в пересчете на душу населения не означают, что эта самая отдельно взятая душа будет счастлива от возросшей щедрости финансовых распределителей – деньги, как это часто бывает, потратят не туда, куда следовало бы, да еще и переплатят, а то и своруют. Просто запомните эту таблицу такой – к концу года она может значительно измениться.

Фото с сайта expert.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама