С начала прошлого года тянулась странная финансово-экономическая неопределенность, когда чиновники всех уровней с осторожностью использовали слово «кризис», убеждая население, а часто и самих себя, что ничего страшного не произойдет. Да, будет некая коррекция основных экономических показателей: инфляция будет немного выше прогнозируемой, рост промышленного производства по итогам года никого не впечатлит, навряд ли будет преодолен спад в лесозаготовках и добыче угля, большинство отраслей покажут нулевую динамику развития. Весной в этих условиях начинает формироваться бюджет Коми на 2015 год, работа над ним длится полгода и к октябрю, когда экономику России начинает лихорадить, документ появляется на свет. В ноябре бюджет принимает Госсовет – именно с теми прогнозными значениями и ожиданиями, которые были у составителей в первой, относительно спокойной половине 2014-го.
Не надо быть вундеркиндом и доктором экономических наук, чтобы понять, что бюджет Коми на 2015-й не просто далек от идеала, но и как-то очень даже разнится с наступившей реальностью. Это признают и в министерстве финансов региона. Казалось бы, правительству можно было стать пессимистами и вписать в документ еще на стадии разработки именно те траты, которые будут по карману, однако министр финансов Коми Галина Рубцова осенью заявила, что «мы ограничены в возможности оперативного внесения изменений в документ». Именно поэтому и Госсовет, уже давно лишенный хоть какого-то серьезного вмешательства в бюджет республики, утверждает его таким, какой дали.
И тут начинается самое интересное – комментарии. О трудностях с исполнением бюджета-2015 говорят все, но Г.Рубцова видит решение: необходимо повышать финансовую дисциплину, четче определить приоритеты расходов в рамках госпрограмм, сократить неэффективные траты. Такое говорят все и по любому случаю, даже когда принимается смета детского утренника, но на государственном уровне это привело к возобновлению работы комиссии по повышению бюджетных расходов (получается, что комиссия какое-то время не работала и не боролась с неэффективностью, необоснованностью, транжирством). Опасения были и у депутатов. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госсовета Ивана Медведева, из-за роста цен в 2015 году могут вырасти расходы, хотя доходы могут остаться на прежнем уровне, а могут вообще снизится. «Есть сложности с наполнением бюджета», - признал на встрече с журналистами в ноябре и Игорь Ковзель. Он сказал, что недостаток средств будет покрываться кредитами, а это приведет к росту госдолга. «Никаких урезаний бюджета в данный момент нет, будем и дальше спокойно работать. Бюджет у нас сбалансированный», - заявил спикер.
И вот наступил 2015 год. На первой встрече главы Коми с председателем правительства Владимир Тукмаков сказал: «Очевидно, что в условиях усиления влияния негативных факторов, параметры бюджета необходимо будет оценить с точки зрения оптимизации расходов, но при условии безусловного выполнения принятых бюджетных обязательств социального характера, в том числе - выплаты зарплаты, исполнения майских указов президента, а также долговых обязательств». Если прибывать к этому заявление И.Медведева, что «в непростой ситуации Госсовет готов вносить изменения в бюджет региона даже в экстренном порядке», получается очень хороший плацдарм для ежеквартального, а возможно и более частого, секвестирования.
А предпосылки сокращения бюджетных статей есть. Взять, к примеру, главный финансовый документ на 2014 год: в сентябре и в декабре были уменьшены как доходная, так и расходная части. А данные по исполнению республиканского бюджета за прошлый год вообще вызывают настороженность: по доходам исполнен на 88 процентов, по расходам – на 92 процента, то есть получили и потратили намного меньше, чем планировали.
С начала года друг за другом появляются сообщения о сокращении финансирования многих федеральных программ. Это значит, что и республика получит меньше. Недосчитаются денег из вышестоящих бюджетов и муниципалитеты. Спад ожидает многие отрасли, если ничего не изменится.
Сейчас у власти связаны руки в плане неизменности социальной поддержки (хотя в любой момент она может отказаться от этих обязательств), а тут еще зарплатный майский указ президента, на исполнение которого тратится значительная часть бюджета. В этой ситуации в лучшем положении окажется тот, у кого денег больше, и их будет хватать не только на повседневные нужды, но и на повышение комфорта жизни и на развитие производственной сферы.
В 2008 году я впервые посчитал, сколько тратит местные бюджеты на одного человека. Прошло семь лет – хорошее время, чтобы сравнить данные.
За это время общие расходы республиканского бюджета выросли в 2,25 раза, а траты в пересчете на одного человека – на 2,5, что объясняется постоянным сокращением численности населения.
Но самое интересное скрывается на уровне пониже. Цифры развеивают заблуждение, что столичные жители находятся в выигрышном положении, несмотря на то, что бюджет Сыктывкара чуть ли не вдвое превышает бюджет любого другого муниципалитета. В 2015-м на одного сыктывкарца казна потратит в среднем 25,3 тысячи рублей (в два раза больше, чем семь лет назад).
Городские округа вообще оказываются в аутсайдерах. В Сосногорске расходы на душу населения составят 24,3 тысячи в год (самое низкое значение по всем муниципалитетам). Максимум в этой группе у Усинска – 58,1 тысячи рублей в год на одного жителя.
Лидируют районы, главным образом за счет малочисленности. Например, в Усть-Цилемском районе расходы на одного жителя составят 73,1 тысяча рублей (рост за семь лет в 2,7 раза), в Троицко-Печорском – 64,1 тысячи (рост в 3,6 раза), Прилузский – 61,7 тысячи (рост в 3 раза). На последнем месте находится Усть-Вымский район, но и там траты на одного сельчанина выше, чем на жителя Сыктывкара, Ухты или Сосногорска.
Город / район | Расходы на 1 человека (тыс руб) | Расходы бюджета в 2015 году (руб) | Расходы на 1 человека (тыс руб) | Расходы бюджета в 2008 году (руб) |
В целом по Коми | 81,9 | 70 815 725 800 | 32,5 | 31 465 200 000 |
| ||||
Усинск | 58,1 | 2 641 561 900 | 26,5 | 1 362 513 000 |
Инта | 55,3 | 1 681 396 500 | 29,9 | 1 196 621 800 |
Вуктыл | 50,1 | 637 677 135 | 19,3 | 320 824 600 |
Печора | 40,9 | 2 183 983 100 | 12,0 | 754 318 800 |
Воркута | 40,0 | 3 256 960 800 | 19,9 | 2 326 433 893 |
Ухта | 26,3 | 3 167 986 374 | 13,8 | 1 760 881 900 |
Сыктывкар | 25,3 | 6 574 437 600 | 12,3 | 3 042 251 000 |
Сосногорск | 24,3 | 1 087 927 280 | 11,4 | 569 768 400 |
| ||||
Усть-Цилемский | 73,1 | 872 499 500 | 27,1 | 384 917 000 |
Троицко-Печорский | 64,1 | 767 521 195 | 17,7 | 281 601 800 |
Прилузский | 61,7 | 1 151 902 740 | 20,4 | 464 739 700 |
Ижемский район | 52,2 | 915 405 000 | 21,6 | 434 229 500 |
Койгородский | 46,1 | 362 612 100 | 21,5 | 198 715 600 |
Сысольский | 42,2 | 559 434 677 | 18,1 | 291 107 400 |
Усть-Куломский | 40,5 | 1 021 588 669 | 15,7 | 478 631 600 |
Сыктывдинский | 39,5 | 942 975 700 | 14,1 | 343 981 900 |
Удорский | 37,8 | 707 071 076 | 15,0 | 350 930 300 |
Корткеросский | 35,5 | 681 126 391 | 15,6 | 356 273 200 |
Княжпогостский | 33,8 | 697 716 810 | 13,0 | 342 279 200 |
Усть-Вымский | 32,5 | 884 193 400 | 12,5 | 395 928 981 |
Конечно, это лишь статистические расчеты, которые часто имеют к приземленной реальности мало отношения (достаточно вспомнить историю про средний размер зарплаты по республике). И расходы бюджета в пересчете на душу населения не означают, что эта самая отдельно взятая душа будет счастлива от возросшей щедрости финансовых распределителей – деньги, как это часто бывает, потратят не туда, куда следовало бы, да еще и переплатят, а то и своруют. Просто запомните эту таблицу такой – к концу года она может значительно измениться.
Фото с сайта expert.ru
Комментарии