Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 8 апреля, 2015, 16:06 2249 1

Как кризис сказался на поведении покупателей из среднего класса

Девальвация и кризис изменили потребительское поведение российского среднего класса. Многие отказываются от крупных покупок, посещений кафе и отпусков, а некоторым приходится экономить и на продуктах. Появилось такое явление как погоня за скидками: люди ходят из магазина в магазин в поисках уцененных товаров.

К россиянам постепенно возвращается потребительская уверенность, пишет газета «Большой город». Они начинают верить, что в экономике дела не так уж и плохи. Об этом свидетельствует последний выпуск «Потребительского индекса Иванова» Sberbank CIB, который отражает потребительские настроения среднего класса.

Индекс потребительской уверенности в первом квартале этого года вырос до минус 22 процентов против минус 24 в четвертом квартале прошлого года. Российский средний класс все еще настроен негативно. Но восстановление рубля явно улучшило его настрой.

Улучшение потребительских настроений произошло во многом благодаря тому, что россияне перестали бояться девальвации рубля. Дальнейшего ослабления валюты ожидают лишь 27 процентов респондентов. В декабре нового раунда девальвации рубля ждал 51 процент.

Больше половины опрошенных (65 процентов) не планирует покупать валюту. При этом хранят деньги в валюте лишь 21 процент респондентов. В Sberbank CIB это объясняют тем, что сейчас рублевые депозиты в банках выглядят довольно привлекательно, так как ставки по ним выросли.

Тем не менее девальвация и кризис явно изменили потребительские привычки россиян.

Средний класс не готов делать большие покупки

В последние месяцы 2014 года в России случился потребительский бум: чтобы сохранить свои сбережения в период девальвации, россияне делали крупные покупки. В итоге, теперь они покупать совершенно не готовы, ведь они купили все, что им нужно.

Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился до минус 39 процентов. В четвертом квартале он составлял минус 22 процента.

В условиях экономической нестабильности вновь делать крупные покупки российский средний класс не готов.

Россияне делают сбережения на черный день

Еще одним следствием девальвации стало желание россиян отложить часть дохода на черный день. Доля месячных доходов, которые россияне откладывают, выросла с 8,2 процента в четвертом квартале 2014-го до 9,2 процента в первом квартале 2015-го. При этом лишь 37 процентов опрошенных имеют сбережения.

Средний класс перешел на более дешевые товары

В марте 75 процентов опрошенных представителей среднего класса очень чувствительно относились к колебаниям цен. Год назад таких было 68 процентов.

Средний класс начал покупать более дешевые товары. Большая часть  респондентов (66 процентов) экономят на товарах повседневного спроса — доля таких людей продолжает расти, 36 процентов заявили, что сократили расходы на товары первой необходимости.

Население отказывается и от необязательных расходов. Почти половина респондентов собираются экономить на посещении кафе и ресторанов, еще 23 процента  сократят расходы на отпуск.

Началась погоня за скидками

В начале 2015 года увеличилось количество торговых сетей, где россияне делают покупки. Если в четвертом квартале 2014-го россияне в среднем закупались в 2,3 торговых сетях, то в первом квартале этого года их число выросло до 2,8.

Это связывают это с погоней за скидками, что подтверждают и в торговых сетях. Люди приходят, чтобы купить товары, на которые распространяется скидка. Кроме того, россияне начали чаще ходить в гипермаркеты.

В целом россияне начали больше покупать в торговых сетях, по их мнению, цены здесь растут медленнее.

Россияне больше не делают запасов

Средний класс также отказался от привычки покупать товары впрок. Доля респондентов, делающих запасы, сократилась с 22 процентов в четвертом квартале до 12 процентов в первом квартале 2015 года.

*** Согласно «Википедии», средний класс — это социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. Ресурсы, которыми располагает средний класс, достаточны для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью.

По оценке Института современного развития, в 2013 году, к классическому среднему классу развитых стран, можно было отнести только 7 процентов россиян. Критерии для данной оценки приняты как совокупность постоянного месячного дохода на каждого члена семьи в эквиваленте 2—2,5 тысячи долларов, не менее 40 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи и 2—3 легковые машины на семью.

Фото из ЖЖ ibigdan.livejournal.com

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама