Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 30 июля, 2019, 12:24 22797 3 11

Цветочница Анюта: «Мой бизнес – это не хобби, а полная самоотдача»

Флорист Анна Крестовская рассказала о тонкостях главного дела своей жизни.

Красивый цветочный бизнес – дело нелегкое, порой даже рискованное: очень уж капризный товар и требовательные клиенты. А еще это огромный труд – с полной самоотдачей. Но так и только так приходит успех. Об этом точно знает цветочных дел мастерица, основательница и владелица двух специализированных магазинов в Сыктывкаре Анна Крестовская, больше известная широкой публике как цветочница Анюта. Секретами своего успеха она поделилась с корреспондентом «КомиОнлайна».

Анна, как и когда вы пришли в цветочный бизнес? Увлекались ли цветами раньше? Может, этому поспособствовал какой-то случай?

С 16-ти лет я работала помощником флориста, помогала в праздники, после школы «пришла в цветы» на постоянной основе. Стремления именно к флористике не имела, хотя всегда тяготела к чему-то эстетичному, красивому. А еще был интерес к работе, желание учиться. Спустя шесть лет непрерывной работы по найму поняла, что хочу делать что-то модное и интересное, работать с красивыми и редкими цветами. В Сыктывкаре таких магазинов не было, пришлось открывать свой. Соответствующую специальность получила, уже являясь владелицей бизнеса, по первому образованию я специалист по связям с общественностью.

Сколько времени прошло от идеи бизнеса до реализации? Был ли бизнес-план?

Первые мысли о своем деле пришли ко мне в 2008 году, но идеи, планы – это ничто, важна реализация. Было трудно решиться. Не понимала, как мне быть, никакой финансовой поддержки со стороны не было, тут либо пан, либо пропал. В 2011 году все-таки решилась. Бизнес-плана официального не было, что называется, на коленке писала затраты, считала закупку оборудования и делала прочие прикидки. Считала, сколько должна зарабатывать в месяц, чтобы выходить на ноль. По итогу все это оказалось пустой тратой времени. Реальный бизнес и реальные расходы сильно отличаются от представления о них.

Имелся ли у вас стартовый капитал? Как быстро окупились вложения?

Муж взял кредит – 350 тысяч рублей на пять лет. Сейчас на эти деньги, конечно, не открыться. Заем вернули вовремя, но не раньше срока.

Были ли у вас советчики, помощники?

Оказалось много недоброжелателей. Некоторые бывшие работодатели ставили палки в колеса, распространяли обо мне неправдивые слухи. Поддержка была моральная – от моего мужа.

Какую организационно-правовую форму для своего бизнеса вы выбрали?

ИП, это было проще и понятнее.

Когда и где стартовали?

В подвальном помещении продуктового магазина в центре города 9 ноября 2011 года. Мы занимали примерно 10 квадратных метров.

Помните ли ваш первый рабочий день в качестве хозяйки цветочного магазина?

Это была дата открытия продуктового магазина, на площади которого мы разместились. Были крутые розыгрыши от компании, и вообще день прошел на позитиве. Торговли у меня особо не было, выручка – около 1500 рублей, но начало было положено. Я верила в то, что благодаря труду можно добиться многого.

Что касается «цветочного магазина» – это пафосно сказано, у нас была небольшая точка, а вот полноценной хозяйкой цветочного магазина я почувствовала себя тогда, когда мы въехали в собственное помещение, где работаем по сей день. Вот это действительно событие.

Что было самым сложным в период становления?

Ничего простого не было. Очень много работала, каждый день приходила в магазин к 7 утра, уходила в 23 часа. Цветы быстро портятся, рука всегда должна быть на пульсе, упустил, расслабился, и все – цветок завял, деньги пропали. Труд колоссальный во всех смыслах. Цветочники и их родственники меня поймут.

Сколько изначально у вас было сотрудников и сколько сейчас?

Первые полгода работала одна, без единого выходного дня. Потом взяла первую помощницу, стали с ней выходить по графику 2/2. Сегодня у нас восемь флористов, один курьер, муж – помощник.

Когда вышли в соцсети, запустили первую акцию?

В соцсетях с открытия. Мы первые в городе запустили конкурс репостов «15 роз в подарок каждый день» и первые поставили цену на розу – 79 рублей.

Вы, конечно, изучали рынок сбыта цветов. Большая ли в Сыктывкаре на тот момент была конкуренция?

Я не просто изучала, а знала все от и до, крутилась в цветочном бизнесе на тот момент уже много лет. Конкуренция всегда была. Я не думала об этом, нет смысла фокусироваться на конкурентах, у бизнеса есть другие задачи.

Наверное, вы сразу придумали свою изюминку – чем будете отличаться от других в своей отрасли. Какую?

Хотела делать красивые и стильные букеты, показать Сыктывкару необычные цветы, внести что-то новое. Также я сильно выделялась своим подходом к общению с людьми. Многие это отмечали и многие клиенты пришли ко мне после других магазинов. Сегодня постоянных клиентов очень много, и мы их любим.

Когда стали «Цветочницей Анютой»?

Название дали тогда, когда появился магазин. Не вижу смысла называть маленькую точку. Это произошло примерно спустя два года после открытия. Когда «Цветочница Анюта» стала уже относительно известным в городе брендом, появился проект «AROMAT» – этот магазин открылся 8 декабря 2017 года.

Доставку цветов сразу организовали?

Да, эта услуга была у нас всегда. Когда начинали на первой точке, в целях экономии заказы на ближние адреса носила сама, не привлекала курьеров. Также доставкой занимался мой муж. С 2015 года услугу по доставке заказа от 1000 рублей мы оказываем бесплатно.

На какую категорию покупателей рассчитаны ваши магазины?

На все категории. Но в основном к нам идут люди с достатком средним или выше среднего. Почему-то сложился стереотип, что у нас дорого, но это совсем не так, наши цены – одни из самых низких в городе, если сравнивать стоимость цветов поштучно. Как мне сказал один заказчик: «Розы в вашем магазине стоят дешевле, чем гвоздики в остальных».
Опять же, понимаете, не всегда человеку требуется букет на 3000 рублей. И дело не в достатке. Есть события, когда дорогой большой букет попросту не нужен, неуместен даже. Тогда клиент закажет букет на 500 рублей. А к другому поводу, например, уже что-то более дорогое.

Где брали и берете товар?

Сначала покупала цветы на складах Сыктывкара. С 2013 года налажены прямые поставки от стран-производителей. Цветы изначально были относительно простыми, через год после открытия стала привозить более смелые варианты.

В том числе законсервированные, замороженные цветы?

Никаких законсервированных и замороженных цветов не существует, это миф, заблуждение из разряда того, что цветы отправляют по морю и они проводят в дороге 30 дней. Все цветы поставляются свежесрезанными. Бывает, что мы предъявляем поставщику претензии за качество товара, оно может хромать, но это рабочий момент, ведь речь идет о живом товаре.

Расскажите, пожалуйста, о крупных, необычных заказах…

Я не «болею» желанием получать большие заказы, это не самоцель. Из необычных пожеланий клиентов – ландыши для украшения новогоднего стола. Также помню, как уговаривала своего визажиста Настю подарить маме коробочку с цветами. Тогда в Сыктывкаре почти никто об этом не слышал и сложно было объяснить, как это – живые цветы внутри коробки. Теперь-то уже все так делают. Экзотика популярна визуально – ею предпочитают любоваться, но покупают мало. Люди ее боятся, хотят  видеть что-то более привычное глазу. Кроме того, большая часть экзотики живет недолго, а это принципиальный момент для покупателя.

Предлагаете ли сопутствующие товары? Горшечные растения?

Нет. Я против сборных цветочных магазинов. Я за узконаправленные. Мы занимаемся только составлением букетов и композиций. Вся «сопутка» у нас для этого – коробки, корзины, кашпо, упаковка. Также есть игрушки.

Печать на цветах, наклейки, светящиеся в темноте… Вы используете такие инновации?

Это не новые технологии, наклейки на цветы мы клеили в 2005-2009 годах. Современная флористика исключает эти выдумки. Это уже все прошло, не актуально, не современно.

А как вы относитесь к вендинг-торговле? К так называемым «флороматам» – автоматам по торговле живыми цветами? Поставили бы вы такой автомат?

Отношусь отрицательно, поскольку знаю принцип работы таких автоматов. Сама бы там никогда не купила и себе бы не поставила.

Какие у вас взаимоотношения с проверяющими надзорными органами? Часто ли бывают проверки?

На моей памяти было две или три проверки, проходили в целом спокойно, год назад прошли аттестацию по условиям труда.

Взаимодействуете ли с коллегами по «цеху»?

Мы дружим с коллегами по цветочному бизнесу, возможно, скоро даже представим какой-то общий проект.

В чем специфика цветочного бизнеса?

Он очень «завязан» на эмоциональной составляющей, ведь цветы – это либо праздник, либо трагическое событие. Нужно уметь найти подход к каждому человеку, не перегнуть палку, не надавить на больное и не перейти на панибратство.

Не секрет, что львиная доля выручки приходится на определенные даты: 1 сентября, 8 марта, 14 февраля. Какой из праздников самый «урожайный»?

Праздники – это не только доход, но и колоссальный труд многих людей, самый тяжелый для нас день – 8 марта. Физически это можно пережить, морально очень тяжело, не все справляются. Помогают успокоительные, самовнушения.

Как готовитесь к праздничным датам?

Подготовка к 8 Марта начинается в декабре. Нужно сделать заказы, рассчитать расходы, подкопить, закупить. Не упустить деталей, запастись упаковкой, коробками, кашпо, инструментами. Набрать штат сотрудников. Обговорить все детали, провести инструктаж курьерам. Огромная часть работы до самого праздника. А 9 марта – праздник для нас, флористов.

Как переживаете период «межсезонья», когда продажи падают?

Работаем, работаем, работаем. Я знаю владельцев бизнеса, которые на какой-то период закрывают магазины и уезжают в отпуск, уменьшают ассортимент, меняют график работы. Это все не про нас. Мы трудимся не покладая рук. Люди это видят и тянутся к нам. Знают, что мы ответственно подходим к своей работе, для нас это не хобби.

Уход за оборудованием цветочного салона – очень хлопотное дело. Кто у вас этим занимается?

Специалисты. Каждый должен заниматься своим делом, в том числе и поддержанием чистоты и опрятности.

Какой размах у вас сейчас: точки и способы реализации, объемы, выручка...

У нас два своих магазина, сейчас еще появился склад. Объемы примерно в 20 раз выше первоначальных. Выручка от 10 тысяч рублей в день.

Почему, на ваш взгляд, у кого-то получается открыть и вести успешно свое дело, а у других нет?

Нужно много трудиться. Очень много. Пахать нужно в цветочном бизнесе. И если речь идет о достойной прибыли, то грань между понятиями «работа» и «дом» стирается. Родные, друзья, супруги – всем временное «до свидания», от них тоже важны выдержка и понимание. Меня муж три-четыре года вообще толком не видел – никаких интересов, кроме работы. Были конфликты, но в целом он был на моей стороне и видел, сколько я работаю. Не всякий мужчина будет такое терпеть.

Когда дело открывают просто как хобби, или «потому что люблю цветы», или «хочется творческой работы», или потому что где-то услышали, что «выгодно» – шанс на успех значительно ниже.

Были ли ошибки на этом пути? Какие?

Ошибок было много. О многом жалею. Много теряла, однажды за раз потеряла около 500 тысяч рублей. Очень много переживаний в работе. Раньше плакала каждый день – так болезненно мне давались отзывы, провалы в работе.

Если бы сейчас вы снова вернулись во время, когда только начинали свой бизнес, вы бы повторили свой путь?

Сейчас была бы умнее и сделала бы все еще лучше.

Где можно побольше узнать о вас, вашей работе?

В Instagram anuta_cvetochnica я пишу много личных статей, в частности, о том, как работала по найму и с какими трудностями сталкивалась, как приняла решение о своем бизнесе, сколько вложила, какие трудности пережила. Пишу статьи о закупках и работе с поставщиками, истории про клиентов. Также на моей странице есть блок про сотрудников, где я рассказываю про наших флористов. Там много интересной информации.

Другие ваши координаты?

Личная страница «ВКонтакте»: vk.com/cvetochnica

Магазин «Цветочница Анюта»
Адрес: Сыктывкар, улица Энгельса, 120.
Телефон: 89-225-909-909 (WhatsApp, Viber)
Веб-сайт: cvetochnica-anuta.ru
«ВКонтакте»: vk.com/anuta_cvety

AROMAT. Flowers cafe
Адрес: Сыктывкар, улица Морозова, 200.
Телефоны: 8-912-86-33347, 33-33-47 (WhatsApp, Viber)
«ВКонтакте»: vk.com/aromat_skt

Наличный и безналичный расчет. Бесплатная доставка при заказе от 1000 рублей (кроме акционных товаров).
Время работы: будни – с 8:00 до 21:00, в субботу и воскресенье – с 8:00 до 20:00.

 

На правах рекламы

Юлия Чупрова
Реклама.
Реклама.

Комментарии

  • Таня КВторник, 30 июля, 2019, 12:39

    наш любимый семейный флорист!

  • ИринаВторник, 30 июля, 2019, 12:43

    Очень крутая история!
    Я думала у Вас бизнес от родителей достался) Вы большая молодец!

  • Иван СыктывкарскийВторник, 30 июля, 2019, 12:53

    Мне тоже нравится магазин Анны,, тем,что всегда помогут с выбором и оформлением. Процветания Вам!

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама