Сеанс коллективной психотерапии для поколения «кому за…» в формате фансервиса.
Спустя 18 лет на большом экране вновь побежали зеленые строки кода. Лана (до смены пола – Ларри) Вачовски выпустила четвертый полнометражный фильм о киновселенной «Матрицы» (бывший Энди, а ныне Лилли Вачовски в проекте не участвовала, хоть и благословила). Работа над фильмом началась в непростой для режиссера период, о чем подробнее можно прочитать в любой Википедии. Наряду с личными мотивами был и объективный фактор – заряженная на производство сиквелов и спин-оффов киноиндустрия выдвинула ультиматом: продолжение появится, с вами или без вас. «Это неизбежно», - вслед за агентом Смитом подумала режиссер и взялась за дело, призвав на помощь Нео (Киану Ривз) и Тринити (Кэрри-Энн Мосс).
Автор умело прошла между сциллой маркетинга и харибдой старения актерского состава, а также нашла объяснение появлению на экране героев, погибших в конце оригинальной трилогии. Возможно, это выглядит ненамного более убедительно, чем возвращение Императора в «Звездных войнах: Скайуокер. Восход» или Курильщика в 11-м сезоне «Секретных материалов». Впрочем, возможность еще раз увидеть совместную игру актерского дуэта это оправдывает.
«Матрица» версии 1999 года запечатлела дух времени и выразила главные фобии человечества по поводу надвигающегося цифрового будущего. «Матрица-4» выглядит Кассандрой, обнаружившей себя посреди мрачного сбывшегося пророчества. Усталым постаревшим борцам за свободу человечества теперь гораздо важнее разобраться с собственными тараканами. Режиссер словно занимает место Томаса Андерсона в кресле психоаналитика, чтобы выплакать и высмеять накопившийся эмоциональный груз. Трогательные диалоги Нео и Тринити составляют главную ценность картины, а шутками создатели фильма проходятся по всем – потребительскому обществу, киноиндустрии и самим себе. Самоирония насчет киновселенной была заметна уже в игре «Матрица: Путь Нео», а в «Воскрешении», уже не сдерживаемая, проявила себя в полную силу.
Культурное влияние «Матрицы» сравнимо с ударной волной, которая много раз обогнула землю и спустя 21 год вернулась к эпицентру. «Воскрешение» снято во все той же постмодернистской манере, с вплетением отсылок на многочисленные источники, жанры, идеи. Авторы фильма словно считывают современный культурный код, в создании которого сами столько лет принимали непосредственное участие. Самоцитирование проявляется в щедром использовании пасхалок и мастерском применении вставок из оригинальной трилогии. В связи с этим зрителю, не знакомому с исходным материалом, рекомендуется пересмотреть хотя бы первую часть.
За 20 лет творчество Вачовски претерпело заметную эволюцию. По понятным причинам тема трансгендерности всегда проходила в нем красной нитью и достигла апофеоза в мини-сериале «Восьмое чувство». Закрыв гештальт со сменой пола, Лана Вачовски словно потеряла к проблеме особый интерес, обозначив ее в «Воскрешении» парой реплик. На смену вопросу гендерной идентификации пришла навязываемая в последние годы кинематографом повестка нового матриархата. На смену образу богоизбранного мужчины пришли персонажи, сравнимые с генералом Леей Органой.
Стоит также отметить, что над новой «Матрицей» работала команда, знакомая зрителю, в том числе, по «V – значит Вендетта», «Спиди-гонщику», «Облачному атласу». Визуальный ряд стал гораздо ближе к «Восхождению Юпитер». При этом демонстрация технических возможностей и боевые сцены не играют по-настоящему важной роли для фильма. Для музыкального сопровождения по большей части эксплуатируется оригинальный саундтрек Дона Дэвиса (в проекте не участвовал).
У авторов «Воскрешения» получился салат 20-летней давности, который достали из холодильника памяти, выбросив протухшее («По телефонным будкам больше не бегаем»), добавив актуальную для миллениалов повестку, сместив акценты на отношения и внутренние переживания героев, сдобрив новыми цифровыми специями и, главное, сменив руки шеф-повара с мужских на женские. Это авторское кино, которое является продуктом своего времени и уже не претендует на культовый статус. Очевидно, спустя 20 лет говорить: «Этот фильм изменил мою жизнь» о нем не будут.
Фото с сайта kinopoisk.ru
Иван Бойко
Комментарии