Теннис - один из самых консервативных видов спорта.
Его базовые правила и принципы не менялись уже полтора века. Однако его дух, философия и культурный статус постоянно эволюционируют. И главными двигателями этих изменений неизменно становятся великие игроки - те, кто не просто добивается побед, но меняет саму игру.
Сегодня мы вспомним главных революционеров в истории тенниса. Тех, кто не только собрал богатейшую коллекцию титулов, но и оказал огромное влияние на развитие спорта. Федерер и Надаль, Борг и Макинрой, Граф и сестры Уильямс - без этих легенд теннис точно был бы другим. Они не только соревновались на корте, но и вводили новые стандарты игры, тактики и физической подготовки, которые изменили представления о теннисе на все времена. Давайте попробуем представить, каким именно стал бы теннис без их влияния.
Для тех, кто хочет следить за матчами таких легендарных игроков и делать ставки на их победы, букмекерская компания Мелбет предоставляет все необходимые инструменты. Вы можете испытать свои знания и интуицию, делая ставки на самые значимые теннисные поединки, и почувствовать себя частью этой великой истории.
Невозможно переоценить роль австралийца Рода Лейвера в утверждении тенниса как глобального и коммерчески успешного вида спорта. В 1960-е годы, когда теннис только начинал обретать популярность за пределами аристократических кругов, Лейвер совершил сразу несколько революций.
Во-первых, он стал первым игроком, дважды выигравшим Большой шлем - в 1962-м, когда турниры проводились только среди любителей, и в 1969-м - уже в Открытую эру. Это достижение до сих пор остается непревзойденным.
Во-вторых, Род первым начал зарабатывать игрой в теннис серьезные деньги. В 1968 году он подписал контракт на сумму $125 тысяч в год - колоссальная цифра по тем временам. С Лейвера, по сути, началась эра профессионального тенниса.
Наконец, австралиец своей игрой серьезно повлиял на дальнейшее развитие тенниса в техническом плане. Он одним из первых освоил топспин - сильное верхнее вращение мяча. Это позволяло ему играть в остро атакующем стиле - выходить к сетке после мощной подачи, бить обводящие удары.
Вплоть до конца 1970-х годов стиль Лейвера был эталоном для большинства игроков. И хотя сам Род завершил карьеру в 1976-м, его влияние на философию атакующей игры ощущается до сих пор.
В 1970-е годы теннис начал стремительно развиваться как вид спорта и шоу-бизнес. Турниры собирали на трибунах десятки тысяч зрителей, призовые фонды росли как на дрожжах, игроки обретали статус настоящих звезд. И главным символом этой новой эпохи стал не кто иной, как молодой швед Бьорн Борг.
Уже в 15 лет Борг произвел фурор на Уимблдоне, выйдя в четвертьфинал. Спустя всего три года он выиграл свой первый титул на главном турнире планеты - и с тех пор стал настоящим теннисным Месcией для миллионов европейцев.
Борг одним из первых сделал теннис по-настоящему атлетичным видом спорта. Его манера игры - мощная, агрессивная, эмоциональная - разительно отличалась от чопорного аристократизма прежних лет. Длинные волосы и эффектная внешность довершали образ первого теннисного секс-символа.
Но главная "фишка" Борга - его невероятная психологическая устойчивость. За фирменную "ледяную" невозмутимость в ключевые моменты матчей шведа прозвали "Айсборгом". Он ввел в теннис моду на медитации и аутотренинг. И проложил дорогу для будущих "железных" чемпионов вроде Джоковича.
За 10 лет профессиональной карьеры Борг выиграл 11 турниров Большого шлема и трижды становился первой ракеткой мира в конце сезона. Но его наследие - не только трофеи и рекорды. Это прежде всего тысячи мальчишек по всему миру, которые благодаря Боргу влюбились в теннис и сами взяли в руки ракетки. И философия максимальной самоотдачи на корте в сочетании с внешней невозмутимостью.
Главный соперник и полная противоположность Борга - американец Джон Макинрой. Взрывной, эпатажный, неполиткорректный - он совершил в теннисе настоящую культурную революцию.
В отличие от сдержанного и корректного Борга, Макинрой постоянно спорил с судьями, ругался с болельщиками, выходил из себя по ходу матча. Его знаменитая фраза "Ты что, шутишь?!" в адрес арбитра стала мемом далеко за пределами теннисного мира.
Но именно эта несдержанность, парадоксальным образом, стала одной из причин феноменальной популярности Макинроя. В нем видели "плохого парня", бунтаря, борца с системой. Многие болельщики (особенно в США) обожали его именно за этот бунтарский имидж. Так Джон фактически легитимизировал эмоции в теннисе, сделав их важной частью шоу.
Но было бы ошибкой считать Макинроя лишь хулиганом и скандалистом. В первую очередь он был гениальным теннисистом, одним из самых техничных и изобретательных в истории. Его фирменный прием - остроугольная свеча слева, ставшая классикой жанра. Его умение выходить к сетке и завершать розыгрыш эффектным ударом слета опередило время на десятилетия.
Всего за карьеру Макинрой выиграл 7 турниров Большого шлема и четырежды становился первой ракеткой мира по итогам сезона. Последний свой турнир - US Open 1992 - он взял в почти 33 года, обыграв по пути юных Сампраса и Агасси. Но главное достижение Джона - это миллионы новых поклонников тенниса, которые пришли в спорт благодаря его яркой игре и неординарной личности.
Немка Штеффи Граф - уникальный пример того, как теннисная легенда может годами сохранять абсолютное доминирование. За свою 17-летнюю карьеру она выиграла рекордные 22 турнира Большого шлема и 7 раз завершала сезон на первой строчке рейтинга. Ее феноменальная серия из 377 недель на вершине женской табели о рангах не побита до сих пор.
Граф стала первой, кто поднял женский теннис на новый уровень атлетизма и силы. Ее главным оружием была мощнейшая подача и сокрушительный форхенд - удар справа с огромным вращением и скоростью. Этот прием получил название "форхенд Штеффи" и до сих пор считается эталоном стиля в теннисе.
Но секрет доминирования немки был не только в идеальной технике. Граф обладала феноменальной психологической устойчивостью и невероятной волей к победе. За 17 лет в туре она ни разу не позволила себе расслабиться, опуститься ниже определенного уровня. Даже в проигранных матчах Штеффи билась до последнего мяча.
Пиком ее карьеры стал 1988 год, когда Граф сотворила уникальное достижение - "Золотой шлем". Она выиграла все четыре турнира Большого шлема и Олимпиаду в Сеуле. Такого в теннисе не добивался больше никто и никогда.
Влияние Граф на развитие женского тенниса невозможно переоценить. Она подняла планку атлетизма и силы ударов на недосягаемую высоту, заставив конкуренток подтягиваться до ее уровня. Она утвердила моду на агрессивный и зрелищный теннис, с активной игрой на задней линии и завершающими ударами с лета. Можно сказать, что современный стиль Серены Уильямс в чем-то базируется на принципах Штеффи.
При этом Граф всегда оставалась воплощением благородства и элегантности на корте. В отличие от эмоциональных соперниц вроде Моники Селеш, немка никогда не опускалась до споров с судьями или психологических уловок. Ее фирменная сдержанная улыбка и королевская осанка стали такими же фирменными знаками, как коронный форхенд. Неслучайно игру Штеффи сравнивали с балетом - настолько органично и грациозно она смотрелась на корте.
В конце 1990-х годов в женском теннисе произошла настоящая революция. Ее главными действующими лицами стали две юные американки - Винус и Серена Уильямс. Высокие, атлетичные, невероятно сильные - они изменили само представление о том, как должна выглядеть и играть теннисистка.
Сестры Уильямс с детства тренировались под руководством отца Ричарда - человека, далекого от тенниса. Он сделал ставку не на классическую технику, а на физические данные дочерей - их рост, мощь, скорость. И не прогадал: уже в 17 лет Серена выиграла свой первый US Open, а в 20 - первый Уимблдон.
Ключевым фактором доминирования сестер стала их подача. Винус выбивала более 200 км/ч, Серена со временем довела скорость первого мяча до 220 км/ч - невероятные цифры для женского тенниса. При этом обе сестры здорово играли на задней линии и уверенно чувствовали себя у сетки.
Всего за карьеру Серена Уильямс выиграла 23 турнира Большого шлема (абсолютный рекорд в Открытую эру), а Винус - 7. Более того, девушки четырежды играли между собой в финалах мэйджоров - уникальный случай в истории. Их принципиальное соперничество на корте, помноженное на трогательную сестринскую любовь в жизни, стало одной из самых ярких страниц в летописи тенниса.
Но влияние сестер Уильямс вышло далеко за пределы корта. Они стали настоящими иконами стиля, законодательницами мод и трендсеттерами. Их вызывающие наряды и прически копировали миллионы поклонниц по всему миру. Серена снималась для обложек модных журналов и даже выпускала собственную линию одежды.
Не менее важной стала общественная и культурная роль сестер. Будучи афроамериканками из небогатой семьи, они разрушили многие стереотипы и барьеры в теннисе. Уильямс показали, что для успеха в этом спорте не нужно быть белой и иметь аристократическое происхождение. Достаточно таланта, трудолюбия и веры в себя.
Серена и Винус активно занимаются благотворительностью, поддерживают образовательные программы для детей из бедных семей. Они стали ролевыми моделями и источником вдохновения для миллионов девочек, особенно из числа расовых меньшинств. Можно без преувеличения сказать, что сестры Уильямс изменили не только теннис, но и общество в целом.
Швейцарец Роджер Федерер - живое воплощение теннисного идеала. Идеальная техника, идеальное передвижение по корту, идеальное поведение вне корта. Недаром его называют не иначе как "Его Величество" и "маэстро" - титулы, которых удостаивались лишь единицы в истории.
Всего Федерер 20 раз выигрывал турниры Большого шлема - абсолютный рекорд в мужском теннисе. 237 недель подряд был первой ракеткой мира - тоже рекорд. Побеждал на всех типах покрытий, во всех уголках мира, в разных возрастах. Но главное - делал это настолько элегантно и естественно, что его теннис сравнивали с высоким искусством.
С точки зрения техники Федерер является стилистом чистой воды. Его фирменный удар - одноручный бэкхенд, выполняемый с небольшим шагом назад и разворотом корпуса. Это позволяет швейцарцу бить обводящие удары по линии с невероятной точностью и под немыслимыми углами.
Но Роджер силен абсолютно во всех компонентах - подаче, игре с лета, укороченных. Неслучайно его называют самым универсальным теннисистом в истории. Более того, Федерер постоянно совершенствует свою игру, добавляя новые элементы. Например, с возрастом он стал активнее выходить к сетке, терроризируя соперников своим коронным "half volley".
Отдельный фактор величия Федерера - его невероятное спортивное долголетие. Первый титул на Шлемах швейцарец взял в далеком 2003 году, последний - в 2018-м, в почти 37 лет. Между этими триумфами - три операции на колене, полугодовые восстановления, мучительные возвращения на корт. Каждый раз теннисный мир списывал Роджера со счетов - и каждый раз тот блестяще опровергал скептиков.
Феномен Федерера - это не только спортивные достижения, но и его уникальная аура. Швейцарец является воплощением благородства, интеллигентности и подлинного джентльменства на корте. Он никогда не вступает в споры с арбитрами, не использует спорные моменты в свою пользу, всегда отдает должное сопернику. Неслучайно именно Роджер 13 раз получал приз зрительских симпатий от болельщиков.
Более того, Федерер превратил теннис в образ жизни и философию. Его фонд помогает развивать детский спорт в бедных странах Африки. Он активно участвует в благотворительности, поддерживает экологические инициативы. При этом остается примерным семьянином и отцом четверых детей. Недаром Роджера ставят в пример не только спортсменам, но и всем публичным персонам.
Можно долго рассуждать о секретах величия Федерера. Но главный из них, пожалуй, в том, что он ежедневным трудом и силой воли превратил талант в совершенство, а совершенство - в образ жизни. И изменил наше представление о безграничности человеческих возможностей - не только в спорте, но и вообще.
Конечно, этими именами список теннисных легенд, повлиявших на игру, далеко не исчерпывается. В нем можно было бы упомянуть Мартину Навратилову и Билли Джин Кинг, перевернувших женский теннис. Ивана Лендла, задавшего новые стандарты атлетизма. Пита Сампраса с его пушечной подачей и убийственной игрой с лета.
Ну и конечно, нельзя обойти вниманием современных суперзвезд вроде Рафаэля Надаля и Новака Джоковича. Испанец довел до совершенства игру на задней линии и превратил грунтовый теннис в искусство. Серб сделал оборону не менее зрелищной, чем атака, и научил нас биться до последнего мяча. Их эпическое противостояние с Федерером уже вошло в annals теннисной истории.
Меняется инвентарь, совершенствуются методики подготовки, растут скорости и нагрузки. Но базовые принципы, заложенные легендами прошлого, остаются неизменными. Красота и азарт, благородство и воля к победе, невероятная самоотдача на корте и уважение к сопернику - все то, что делает теннис уникальным видом спорта.
Комментарии