При проверке деятельности ГКУ и администрации главы республики нашли многочисленные нарушения.
По сообщению прокуратуры Коми, проверки соблюдения законодательства в сфере наружной рекламы в деятельности государственного казенного учреждения «Коми реклама» и администрации главы Коми нашли многочисленные нарушения, потребовавшие принятия мер прокурорского реагирования.
Установлено, что законом Коми № 123-РЗ с 1 января 2017 года отдельные полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере рекламы отнесены к полномочиям регионального правительства. Однако, как показала проверка, спустя 1 год и 10 месяцев реализации Закона № 123-РЗ поставленные при его принятии цели в полном объеме не были достигнуты. Не разработаны и не утверждены схемы размещения рекламных конструкций ни по одному муниципалитету, в результате не проведены ни одни торги на право заключения договоров на установку рекламных конструкций. Не определен и сам порядок проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций.
В результате на всей территории республики осталось лишь 260 рекламных конструкций, сроки действия разрешений на эксплуатацию которых не истекли. Все остальные конструкции, а на момент принятия закона их было 1304, оказались вне правового поля.
Не достигнуты оказались и финансовые показатели, провозглашенные при перераспределении полномочий в сфере рекламы. От проведения торгов и заключения договоров на установку рекламных конструкций планировалось обеспечить поступление в республиканский бюджет по 32 миллиона рублей ежегодно, однако эти показатели остались только на бумаге.
Неудовлетворительно ведется работа по демонтажу незаконных рекламных конструкций.
В соответствии с федеральным законом «О рекламе» рекламные конструкции, установленные без разрешения, а также с истекшим сроком разрешения, не могут эксплуатироваться и должны быть демонтированы. В соответствии с постановлением правительства Коми от 29 декабря 2016 года этот функционал возложили на ГКУ «Коми реклама».
С момента создания учреждением было выявлено 845 рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения. Однако демонтировано менее половины из них – 407 конструкций, большинство – их владельцами (316), «Коми реклама» убрала 91. Расходы бюджета на демонтаж и хранение рекламных конструкций не взыскиваются. За два года деятельности «Коми рекламы» в суды были направлены иски на 191 тысяч рублей (10 процентов от понесенных затрат или по четырем из 91 демонтированной конструкции).
Также проверка установила, что не уделяется должного внимания вопросам привлечения к административной ответственности за незаконное размещение рекламных конструкций.
Кодексом об административных правонарушениях России предусмотрен механизм защиты рынка от нелегальной рекламы. За незаконную установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от 500 тысяч рублей до одного миллиона. Однако данный механизм на территории республики практически не применяется. Взаимодействие между «Коми Рекламой» и территориальными органами полиции практически отсутствует.
В целях устранения выявленных нарушений прокурор республики внес представления главе Коми, министру внутренних дел по республике, направил информацию о состоянии законности в Государственный Совет Коми, опротестовал отдельные нормы положения об организации демонтажа, хранения или в необходимых случаях уничтожения рекламных конструкций. По протестам прокуратуры Сыктывкара было отменено 23 незаконных и необоснованных определения об отказе в возбуждении дел, материалы направлены на новое рассмотрение.
*** Казенное учреждение «Коми реклама» занялось наружной рекламой в муниципалитетах с начала 2017 года. К структуре отошли рекламные сооружения, расположенные на земле, зданиях и иных объектах недвижимости, находящихся в собственности республики, и земле, собственность на которую не разграничена.
Изменения обосновывали тем, что муниципалитеты не справляются со своими функциями: плохо контролируют рынок, не так проводят торги, недополучают прибыль. Не все депутаты поддержали закон о переделе рынка наружной рекламы. Против документа выступилиадминистрация Сыктывкара и многие рекламщики. Но администрация главы стояла на своем: срочно надо навести порядок в этой сфере, демонтировать незаконно установленные конструкции, пересмотреть тарифы и начать зарабатывать больше денег.
Новые правила распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций вступили в силу с 25 мая 2018 года.
Прокурор Коми Сергей Бажутов на коллегии 31 июля 2018 года заявил, что «оптимизация» полномочий в этой сфере фактически поставила вне правового поля весь рекламный бизнес республики. Под этим он подразумевал, в частности, что спустя 1,5 года после создания госучреждения «Коми реклама» ни по одному муниципалитету не были разработаны схемы на установку и размещение рекламных конструкций, а из 811 законно установленных в регионе рекламных конструкций лишь на 300 из них на тот момент имелись разрешительные документы, доходы всех уровней бюджета от наружной рекламы не покрывали расходов на содержание «Коми рекламы».
Фото Владилена Олофинского
Комментарии