Меньше постояльцев и прибыли – общий результат для всей отрасли.
Федеральное агентство по туризму подвело итоги развития гостиничного бизнеса в целом по России и по регионам в отдельности. Так, в республике в прошлом году платных туруслуг было оказано на 1,66 миллиарда рублей, что на 101 миллион больше, чем в предыдущем.
Гостиницы, отели и хостелы за год заработали 780,2 миллиона рублей. Для сравнения, в 2013-м их заработок составил 840,3 миллиона. Такое сокращение может быть связано с заметным снижением числа постояльцев, приезжающих в республику из других стран, регионов и городов. Так, в 2013 году в гостиницах Коми останавливалось 197,6 тысячи россиян и 6,5 тысячи иностранцев, а в 2014-м эти показатели сократились до 178,1 и 4,8 тысячи человек (общее число ночевок в номерах составило 761 тысячу).
Всего в республике насчитывается 67 разного вида гостиниц и отелей. Площадь их номерного фонда за год сократилась с 49,7 тысячи квадратных метров до 47,6 тысячи. Уменьшилось и число номеров (с 5,3 тысячи единиц до 5 тысяч).
Инвестиции, направленные на развитие гостиниц, в 2014-м году без учета инвестиций субъектов малого предпринимательства составили 2,6 миллиона рублей. В 2013-м они достигли всего 3,5 миллиона, тогда как в прежние годы затраты на эти цели превышали 5 миллионов рублей. Параллельно с этим процессом шло сокращение штата работников гостиниц (с 1,8 тысячи человек в 2013-м до 1,6 тысячи в 2014-м) и турфирм (с 362 в 2013-м до 302 в 2014-м).
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Число мест в гостиницах, мини-отелях, хостелах (тысячи единиц) | 5,3 | 5,4 | 4,6 | 5,0 | 5,3 | 5,0 |
Инвестиции на развитие гостиниц, мини-отелей, хостелов (млн рублей) | 8,2 | 5,3 | 9,9 | 14,2 | 3,5 | 2,6* |
Объем оказанных платных туристских услуг (млн рублей) | 918,9 | 1203,3 | 1342,1 | 1299,2 | 1564,1 | 1665,2 |
Объем платных услуг гостиниц, мини-отелей, хостелов (млн рублей) | 608,1 | 659,8 | 607,7 | 760,0 | 840,3 | 780,2 |
Площадь номерного фонда в гостиницах, мини-отелях, хостелах (тыс. квадратных метров) | 55,7 | 54,6 | 45,2 | 50,1 | 49,7 | 47,6 |
Численность граждан России, размещенных в гостиницах, мини-отелях, хостелах (тыс. человек) | 163,8 | 180,8 | 153,0 | 205,1 | 197,6 | 178,1 |
Численность иностранцев, размещенных в гостиницах, мини-отелях, хостелах (тыс. человек) | 4,9 | 4,4 | 2,9 | 5,7 | 6,5 | 4,8 |
Численность работников гостиниц, мини-отелей, хостелов (тыс. человек) | 2,0 | 1,9 | 1,7 | 1,7 | 1,8 | 1,6 |
Численность работников турфирм (человек) | 276 | 311 | 296 | 276 | 362 | 302 |
* Данные без учета инвестиций субъектов малого предпринимательства и не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
Точной информации о том, сколько туристов ежегодно посещает республику, нет. На заседании рабочей группы в администрации главы и правительства региона 19 июля 2012 года сообщалось, что Коми ежегодно посещает примерно 40 тысяч туристов. В командировки, на конференции и форумы приезжает до 160 тысяч человек.
В программе развития туризма в Коми на 2014-2016 годы говорится, что в 2013 году республику посетило 74,3 тысячи человек, что в два раза больше, чем в 2012. Из них 80 процентов — бизнес-туристы и вахтовики, 12 процентов — любители природного туризм, 8 — поклонники событийного и этнотуризма.
В 2014 году пресс-служба регионального агентства по туризму сообщала, что численность туристов в Коми за 2014 год составила более 12 тысяч человек, из них 10 тысяч человек – местные жители. Около 150 иностранных туристов посетили республику.
*** В 2015 году из-за стремительно ухудшающейся ситуации в экономике государство сократило расходы на федеральные программы по развитию внутреннего туризма более чем в два раза. Уменьшилось и финансирование агентства по туризму Коми — на 2015 год запланировано 14,5 миллиона рублей (для сравнения: бюджет 2014 года начинался с суммы в 30 миллионов рублей, но в течение года несколько раз сокращался). Деньги, помимо прочего, направят на проведение международных мероприятий (фестиваль «Люди леса», экотуристический форум «Еж») и продвижение регионального продукта. Позиционировать регион будут под брендом «Эко Республика Коми» как гостеприимный край с уникальными природными ресурсами. В качестве основных площадок развития туризма в ведомстве видят особо охраняемые территории регионального значения. На них будут появляться экотропы и места стоянок для туристов.
Фото Катерины Клепиковской
Комментарии