Рассудив, что поездка за границу будет не по карману, жительница Коквиц решила сплавиться по местной реке.
Письмо жительницы Усть-Вымского района опубликовала газета «Красное знамя Севера», назвав статью «По реке. Путешествие пенсионерок». В первой части описывается неудачная попытка отчалить от берега, во второй части повествуется о начале сплава, в третьей части – об остановке в селе Усть-Вымь. Сегодня – продолжение истории.
«Легли мы спать в одиннадцать часов вечера, а в четыре часа утра Вера меня разбудила: дождь! Уже светало, а небо сплошь затянуто тучами. Достали кусок пленки, закрепили его на крыше палатки, накрыли и запас дров на утро, и снова спать. Под стук дождя хорошо спится.
Утром встали – солнечно, дождя как не бывало. В путь собрались после завтрака. Жарко, спасательные жилеты надели почти на голое тело.
Мы тащили лодки по мели, выбрались на открытое место. Впереди – широкая река. Справа – высокий берег, там наверняка сильное течение. Слева у деревни ландшафт более пологий, надо плыть туда. А погода стремительно портилась. Все сильнее дул северный ветер, поднимал волны, да такие, что запросто перевернули бы легкие лодочки. Переправились, и я вздохнула с облегчением. Босиком идти невозможно, все-таки лучше брести и тащить лодку, чем плыть и грести. Я в туфлях, Вера в галошах, так и зашагали по воде. Становилось все холоднее, и воздух остывал быстрее, чем вода. Мы надели сначала рубашки, а через несколько минут и куртки. Утеплились насколько могли.
Так пробрели мимо деревни, потом поплыли. Мы упорно двигались вперед, подыскивая подходящее место для ночлега. Вдалеке показалась выступающая песчаная коса, окруженная мелью. Мы вновь залезли в остывшую холодную воду и потащили лодки.
Добрели наконец до косы. Подобрали уютное место для палатки, разожгли костер, сделали ужин и поели наконец-то. В пути провели семь часов. Семь часов непрерывного труда, девять километров против течения. Стало холодно, и мы сидели у костра в теплых куртках.
Утром завтракали, как мимо моторка протарахтела, загруженная сеном. Хозяин лодки уставился на невиданное зрелище на берегу: две бабы, лодки, палатка.
Собрались, упаковались, отправились дальше вверх по течению. Река повернула налево, и за поворотом открылся дивный вид: деревня Ляли и прекрасная церковь, возвышающаяся над округой, заброшенная, но со следами былой красоты.
Мы двигались на север, а в лицо нам все сильнее задувал северный ветер и гнал на нас вымскую воду. Продвигаться вперед стало невозможно. Мы с трудом переправились на сторону Лялей и пешком протащили лодки до удобного места на пляже. Но если я была в резиновых сапогах и шла по берегу, то Вера брела по холодной воде босиком. На ноги подруги страшно было смотреть. Они у нее были искусаны оводами, и укусы воспалились. Я оставила ее на берегу, а сама взяла фотоаппарат, бутылки для воды и пошла в Ляли.
Вид у деревни плачевный, навевает ощущение заброшенности. Некоторые дома заколочены, пусты. Я подошла к церкви, сделала несколько снимков. Неподалеку – небольшой деревянный дом. Я подумала – бывший магазин, но ошиблась: бывшая школа. Раньше в деревне был и магазин, и школа, а теперь нет ничего. Нет работы людям, и дети перестали рождаться, некого и нечему учить. Около бывшей школы двое мужчин возились с чугунной печкой, сжигали в ней мусор. По облику и повадкам – не деревенские. Я подошла, спросила:
– У вас нет колодца? Мне бы воды набрать.
Ответил мужчина постарше:
– У нас скважина, но вода в ней ржавая, мы сами ходим к колодцу. Вон, видите, дом с высокой антенной? Там рядом хороший колодец, журавль. А вы откуда?
– Оттуда, с реки. Мы на лодках плывем. Церковь у вас красивая.
– Да. Сначала разрушили, теперь вот охраняем.
– Вы охраняете?
– Да нет, государство. Видите табличку?
Действительно, на стене церкви висела табличка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством».
И вновь газета заканчивает публикацию интригующими словами «продолжение следует».
Фото из ЖЖ evdokimovmaxim
Комментарии