Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 2 декабря, 2015, 12:27 4979 5

Строительство дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар назвали лучшим проектом ГЧП в сфере транспорта

В октябре этот проект «завернули», а в ноябре решили, что все можно сделать по прежней схеме.

На встрече временно исполняющего обязанности главы республики Сергея Гапликова с главными редакторами СМИ 6 октября руководитель региона высказался крайне негативно о заключенном концессионном соглашении по проекту строительства двух участков трассы, связывающей столицы Коми и НАО: по его словам, предусмотренная договором прибыль подрядчика чрезмерно завышена.

Эта тема обсуждалась и во время приезда в Сыктывкар 10 октября главы федерального дорожного агентства Романа Старовойта, который на встрече с С.Гапликовым сказал, что из-за напряженной финансовой ситуации в проект бюджета страны на следующий год не удалось включить федеральную поддержку строительства отдельных участков дороги в Коми. «При этом глава Росавтодора подчеркнул, что с учетом важности проекта в планах ведомства он остается, и предложил Сергею Гапликову объединить усилия по его продвижению в рамках возможных весенних корректировок бюджета страны. Руководитель Коми сказал, что присоединится к защите проекта на федеральном уровне», - сообщила пресс-служба главы и правительства республики, ничего не сообщив о судьбе заключенного концессионного соглашения.

Однако газете «Республика» С.Гапликов рассказал: «Мы обсуждали вопросы, связанные с развитием федеральной дорожной сети, тему государственно-частного партнерства, и, открыто могу сказать, по некоторым моментам Роман Старовойт сказал, что это не ГЧП, а «НигерияЧП», и такие схемы абсолютно недопустимы». Что касается концессионного соглашения по реконструкции и строительству двух участков этой дороги, то С.Гапликов отозвался о нем достаточно негативно, заявив, что «модель нужно пересчитать, концессионер должен доказать свои расчеты, пойти с нами в Росавтодор и защитить проект, только тогда республика получит право участвовать в таком соглашении». «А не так, что республика решила за концессионера ряд вопросов, а потом еще и платит ему дивиденды. Такого не будет, это принципиальная позиция главы республики», – заявил С.Гапликов.

Как пояснила «Республике» министр финансов Коми Галина Рубцова, средств, которые планировались на реализацию этого проекта в рамках ГЧП, в проекте бюджета на 2016 год действительно нет. Получается, что первый в Коми дорожный проект на условиях государственно-частного партнерства, по крайне мере, в его прежнем варианте, «завернули». «Все, что успели, – это доработать проектную документацию. За это мы заплатим, – ответила Г.Рубцова. – Эта документация останется у нас, мы сможем ею воспользоваться в дальнейшем».

Но уже в ноябре на одном из заседаний в Государственном Совете Коми Г.Рубцова призналась, что концессия возобновлена, но не уточнила, на каких условиях - прежних или новых.

Пресс-служба главы и правительства Коми 27 ноября распространила сообщение, что на продолжение строительства автодороги Сыктывкар - Нарьян-Мар предполагается привлечь средства из федерального дорожного фонда. Отмечалось, что по поручению С.Гапликова правительство Коми прорабатывает совместно с министерством транспорта России вопрос по возможности получения денег за счет господдержки в реализации региональных проектов в сфере дорожного хозяйства, реализуемых с применением механизмов ГЧП.

Недавно в Москве состоялась церемония вручения национальной премии «РОСИНФРА», которая была учреждена ассоциацией участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП». В одной из номинаций проект от Коми вошел в тройку лидеров .

Концессия на строительство участков дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар: что это такое

Дорожная история

Строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск было начато еще в 1991 году и до 2004 года были введены в эксплуатацию два участка протяженностью 97 километров: Нарьян-Мар – Лаявож и от границы Коми до поселка Харьягинский.

В 2012 году руководство Коми и НАО в соответствии с рекомендациями Минтранса преобразовали свои инвестпроекты по строительству автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар и автодороги Нарьян-Мар - Усинск в единый межрегиональный инвестпроект «Строительство автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард».

Протяженность автодороги от столицы Коми до столицы НАО составляет 1085 километров, в том числе в границах республики - 869 километров. Трасса во многих местах разрывается, поэтому необходимо разрозненные участки соединить в одну дорогу. В 2013 году была введена в строй дорога между поселками Керки и Малая Пера в Сосногорском районе. Строительство началось в 2008 году с участка протяженностью 38,1 километра от поселка Керки до реки Кабанты-Вис, а в 2010 году от реки Кабанты-Вис до поселка Малая Пера (еще 23,2 километра). Новая дорога замкнула автодорожную транспортную схему центра России с севером и дала выход на Ненецкий автономный округ. Общая стоимость строительства составила 2,3 миллиарда рублей.

Мостовой переход на дороге Керки - Малая Пера

На сегодня транспортный разрыв между Усинском и Нарьян-Маром составляет 80,5 километра. В 2013 году за счет средств НАО сделана корректировка проектной документации на завершение строительства этого участка, определена стоимость – 8,417 миллиарда рублей, получено положительное заключение госэкспертизы. Однако «пробить» федеральные бюджетные ассигнования тогда так и не удалось.

Участок дороги на территории НАО

В бюджете НАО на этот год заложены 150 миллионов рублей на восстановление 5 километров автодороги Харьягинский – Усинск, который также является отрезком дороги Нарьян-Мар – Усинск. Там планируется перекладка железобетонных плит. Однако восстановления требует гораздо больший участок - 33 километра с расположенными на нем 11 мостовыми перекрытиями. При этом 52 миллиона рублей стоят только проектные работы по капремонту мостовых сооружений и 2,4 миллиарда – непосредственно сами ремонтные работы.

Участок дороги на территории НАО

На территории Коми отсутствует несколько десятков километров дороги, в правительстве говорят, что необходимо построить 69,7 километра, а также отремонтировать существующие. Это участки Малая Пера - Ираель протяженностью 34,5 километра (Сосногорский район), Ираель – Каджером длиной 46 километров (Сосногорский и Печорский районы), в Усинском районе Акись – Ошкуръя протяженностью 10 километров (хотят построить в 2017-м), Ошкуръя – Усть-Уса длиной 11 километров (проложат в 2018-м). Не хватает моста через реку Печору в районе поселка Усть-Уса и мостового перехода через реку Лыжу на дороге Печора – Усть-Уса – Усинск (построят в 2017-м).

Решение проблемы

Есть два основных варианта решения проблемы. Во-первых, государство ежегодно будет выделять немного денег (в данном случае это могут быть и сотни миллионов, но для общей сметы это действительно мало) на строительство и реконструкцию объектов дороги.

Второй вариант – использовать механизм государственно-частного партнерства. Тут и появляется слово «концессия». Классическое определение этого понятия таково: это договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенное время и на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов. В нашем случае сотрудничество правительства Коми и коммерческой структуры заключается в том, что компания построит один участок дороги и реконструирует второй, а республика возместит затраты.

Время

Сроки строительства – одно из главных составляющих при принятии решений.

Как заявляло предыдущее руководство региона, если бы дорогу достраивали только за счет бюджетных средств, то срок завершения всех работ был бы неизвестен – до ввода линейной трассы в эксплуатацию могли пройти десятилетия. Известно только, что при таком государственном финансировании участки Малая Пера – Ираель и Ираель – Каджером будут сданы только в 2024 году.

При заключении концессионного соглашения с бизнес-структурой сроки сокращаются: по проекту, в 2015-2017 годы будут реконструированы 34,5 километра участка Малая Пера – Ираель, а в 2018 году будут введены в эксплуатацию 46 километров участка Ираель – Каджером.

Деньги

Тут несколько моментов. Государство может выделить на строительство огромную сумму сразу (но никогда этого не сделает) или может растянуть финансирование на несколько лет (так в большинстве случаев и происходит). При концессии используется другая схема: компания тратит свои или заемные средства, а затем государство в течение определенного периода компенсирует понесенные расходы. Есть еще такой вариант, что коммерческая структура получает прибыль от построенного объекта, но в данном случае дорогу платной сделать невозможно, так как альтернативного проезда по тому же маршруту нет.

Выгоды

Сегодня в республике не имеется круглогодичного устойчивого автомобильного сообщения с 11 муниципалитетами. Ввод в эксплуатацию участков Малая Пера – Ираель и Ираель – Каджером соединит столицу региона с населенными пунктами Ижемского и Усть-Цилемского районов, а также с Печорой.

Дорога появится раньше, что приведет к росту грузоперевозок, товарооборота, подстегнет темпы экономического роста.

Готовую дорогу можно будет передать в ведение Федерации, поэтому затраты на ее содержание и ремонт в дальнейшем будут идти из федерального бюджета.

В целом ввод трассы в эксплуатацию привет к обеспечению 174 населенных пунктов с населением более 525 тысяч человек, находящихся в районе тяготения и не имеющих постоянной связи, автомобильным сообщением по дорогам с твердым покрытием. Непосредственно более 150 тысяч человек в четырех муниципалитетах с окончанием строительства магистрали получат выход на опорную сеть автомобильных дорог республики.

Само соглашение

Первый конкурс по выбору компании был признан несостоявшимся – не было подано ни одной заявки. При повторном отборе нашелся всего один кандидат - ООО «Дорожная концессия». Эта компания, по данным «КомиОнлайна», была образована в ноябре 2014 года, уставной капитал – 500 тысяч рублей, учредителями являются ООО «Усинское ДРСУ» (255 тысяч рублей) и ОАО «Корпорация по развитию Республики Коми» (245 тысяч рублей).

Приказ о необходимости заключения концессионного соглашения с ООО «Дорожная концессия» руководитель дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков подписал 22 июня. К осени договор был подписан. После этого компания должна была приступить к выполнению взятых на себя обязательств.

Условия договора

Концессионное соглашение заключено на 11 лет, то есть до 2025 года (инвестиционная стадия – 4 года, эксплуатационная – 7 лет). На инвестиционной стадии предполагается привлечение внебюджетных источников финансирования (85,2 процента от общего объема капитальных вложений), доля субсидий из республиканского бюджета составит 14,8 процента.

На этапе эксплуатации финансовая схема предполагает выделение из республиканского бюджета платы, которая будет покрывать затраты на эксплуатацию и долговые обязательства (в случае, если компания будет привлекать кредит).

Стоимость

Э.Слабиков на совещании 24 марта заявил, что общая стоимость инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет составляет 10 миллиардов 133 миллиона рублей. Начальный размер платы по концессионному соглашению, прописанный в конкурсной документации, – 9 миллиардов 436 миллионов рублей.

Самое интересное, что стоимость составляет примерно 5 миллиардов рублей (по ценам октября - уже шесть миллиардов), а 10 миллиардов - это сумма, которую потратит государство при концессионном соглашении.

По базовой модели республика должна была первые четыре года платить менее 15 процентов от строительно-монтажных работ. В первый год – 70 миллионов, во второй – 93 миллиона, в третий – 187 миллионов, в четвертый - 347 миллионов. Через четыре года, когда должно было завершиться строительство, регион должен был начать платить за использование средств концессионера, за содержание дороги.

Фото с сайтов rkomi.ru и nao24.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама