Компания планирует и дальше расширять географию полетов.
Акционерное общество «Комиавиатранс» опубликовало годовой отчет и бухгалтерскую отчетность за 2015 год. Согласно документам, чистый убыток предприятия составил 152,2 миллиона рублей, в то время как в 2014-м компания получила 2,4 миллиона чистой прибыли.
В деятельности «Комиавиатранса» можно выделить три главных направления – выполнение авиационных услуг и грузоперевозки, содержание аэропортового комплекса и пассажирские авиаперевозки.
Вертолетный комплекс предприятия, говорится в документе, работает в конкурентной среде. Помимо «Комиавиатранса», постоянными перевозками на территории республики и сопредельных регионов занимаются «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», «Лукойл-Авиа», «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», «Авиапредприятие «Газпром авиа», «НПО «Взлет», «Авиакомпания «Северо-Запад», «ЮТэйр». Доля рынка «Комиавиатранса» в регионе, по собственной оценке, составляет 47 процентов (в 2014-м была 45 процентов).
На рынке аэропортового и наземного обслуживания «Комиавиатранс» является монополистом, так как предприятие выступает главным оператором аэропортов и посадочных площадок. В 2015 году (по сравнению с 2014-м) произошло уменьшение вылетов самолетов из некоторых аэропортов региона: в Сыктывкаре на 142 вылета (уменьшилось до 4930), в Ухте – на 23 (до 2565), в Воркуте - на 367 (до 2115). В Печоре, Усинске, Инте и Усть-Цильме произошло увеличение. В компании объясняют это изменениями политики авиакомпаний, уменьшением пассажиропотока на международных рейсах из-за отмены чартеров в Турцию и Египет, изменениями собственной маршрутной сети (планировалось выполнение рейсов из базового аэропорта, фактически рейсы выполнялись из других аэропортов России).
«Аэропортовая деятельность планово убыточная. Потенциально убыточная деятельность аэропортов Воркуты, Печоры, Усть-Цильмы, так как они имеют небольшие объемы вылетов, потому что являются тупиковыми аэропортами Севера. На сегодня отсутствует возможность использования этих аэропортов для транзитных рейсов», - говорится в отчете.
Как и раньше, в «Комиавиатрансе» ссылаются на отсутствие дифференцированного подхода: для выполнения сертификационных требований предприятие вынуждено содержать определенный штат, нести расходы по содержанию оборудования и сооружений вне зависимости от частоты рейсов и количества отправляемых пассажиров.
Первый самолет Embraer прилетел в Коми в конце 2014 года, в 2015-м прибыли еще три борта. Это позволило расширить географию полетов. По итогам года, сообщало ТАСС со ссылкой на гендиректора компании, «Комиавиатранс» перевез 156 тысяч пассажиров, тогда как в 2014 году пассажиропоток составил всего 14 тысяч. В отчете приводятся другие данные: за 2015-й компания перевезла 397 тысяч 516 пассажиров, в том числе 38 тысяч 535 пассажира на местных маршрутах, а в 2014-м количество перевезенных пассажиров равнялось 33 тысячам 784 (на местных маршрутах – 25 тысяч 673).
При этом план по перевозкам, говорится в отчете, не выполнен из-за позднего начала эксплуатации Embraer и смещением сроков прибытия самолетов.
Расширение авиапарка привело к необходимости увеличить численность летного и инженерно-технического состава, нанять бортпроводников. Из-за этого среднесписочная численность работников в 2015 году составила 2103 человека - на 105 больше, чем в 2014-м.
На рост затрат повлияли непредсказуемые колебания курса доллара, оказывающие значительное влияние на сумму расходов по оплате лизинговых платежей и поддержание летной годности воздушных судов.
В прошлом году предприятие получило 522,9 миллиона бюджетных средств, в том числе 218,6 миллиона на возмещение выпадающих доходов, 140 миллионов - на компенсацию потерь в доходах от аэропортовой деятельности, 160,5 миллиона - на выполнение региональных воздушных перевозок пассажиров, 3,5 миллиона - на реализацию дополнительных мер в сфере занятости населения. В 2014-м государство выделило компании 533,4 миллиона рублей.
Чистая выручка компании в 2015 году составила 2,915 миллиарда рублей (на 22 процента больше, чем в 2014-м). Выросла и себестоимость продаж – на 35 процентов, до 3,764 миллиарда. Полученный чистый убыток в 152 миллиона рублей «Комиавиатранс» планирует частично покрыть за счет резервного фонда, который составляет 1 миллион 244,6 тысячи рублей.
В конце годового отчета говорится, что с целью улучшения платежеспособности предприятие проводит поиск инвесторов и оценку возможности привлечения денег из других регионов за счет увеличения объема авиаперевозок из местных аэропортов, не имеющих собственных авиационных предприятий. Недавно такая договоренность была достигнута с Кировской областью. Кроме того, «Комиавиатранс» хочет нарастить доходы за счет эксплуатации Embraer на регулярных рейсах за пределами Коми.
*** АО «Комиавиатранс» создано в 1998 году на базе государственного авиационного предприятия «Комиавиа». Парк воздушных судов авиапредприятия состоит из 32 вертолетов Ми-8 различных модификаций (Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-8Т), 33 вертолетов Ми-2, 4 самолетов L-410 и 5 самолетов Embraer ERJ-145 (прилет шестого ожидается). При этом Коми собирается купить четыре самолета Sukhoi Superjet 100 и девять Embraer (модель не уточняется). Уставной капитал – 709 миллионов 641 тысяча рублей, разделенный на 709641 обыкновенную именную акцию номиналом 1000 рублей каждая. Единственный акционер – республика Коми в лице министерства имущественных и земельных отношений.
Фото Сергея Карпуничева из группы «АО «Комиавиатранс» во «ВКонтакте»
Комментарии