Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 26 Август 2016, 12:48 5688 6

В Коми начали строительство участка дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар по концессионному соглашению

Рабочие приступили к рубке леса и отсыпке грунта на участке трассы Ираель – Каджером.

Как пишет «Усинск.Онлайн», заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства региона Эдуард Слабиков во время приезда в город ответил на вопросы о строительстве дороги из Коми в НАО. Он сказал, что началось строительство участка трассы между поселениями Малая Пера и Каджером. «Начата рубка и отсыпка участка трассы между Ираелем и Каджеромом, - сказал он, - с момента начала строительства уже пройдено порядка 12 километров. Во многих местах приходится делать выторфовку, и уровень порой достигает 5-6 метров».

Строительство ведет «Автобан», который взял кредит в Газпромбанке под 14 процентов годовых. Капитальные затраты составят 4,842 миллиарда рублей. «Подрядчик вынужден будет строить качественно, - добавил Э.Слабиков, - потому что ему ее надо будет содержать еще семь лет после окончания. Семь лет Коми будет возвращать кредит Газпромбанку, и все это время «Автобану» необходимо содержать дорогу в надлежащем состоянии».

Концессия на строительство участков дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар: что это такое

Дорожная история

Строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск было начато еще в 1991 году и до 2004 года были введены в эксплуатацию два участка протяженностью 97 километров: Нарьян-Мар - Лаявож и от границы Коми до поселка Харьягинский.

В 2012 году руководство Коми и НАО в соответствии с рекомендациями Минтранса преобразовали свои инвестпроекты по строительству автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар и автодороги Нарьян-Мар - Усинск в единый межрегиональный инвестпроект «Строительство автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард».

Протяженность автодороги от столицы Коми до столицы НАО составляет 1085 километров, в том числе в границах республики - 869 километров. Трасса во многих местах разрывается, поэтому необходимо разрозненные участки соединить в одну дорогу. В 2013 году была введена в строй дорога между поселками Керки и Малая Пера в Сосногорском районе. Строительство началось в 2008 году с участка протяженностью 38,1 километра от поселка Керки до реки Кабанты-Вис, а в 2010 году от реки Кабанты-Вис до поселка Малая Пера (еще 23,2 километра). Новая дорога замкнула автодорожную транспортную схему центра России с севером и дала выход на Ненецкий автономный округ. Общая стоимость строительства составила 2,3 миллиарда рублей.

В 2014 году было завершено строительство дороги на участке Каджером - Чикшино длиной 21,82 километра в Печорском районе.

Мостовой переход на дороге Керки - Малая Пера

На сегодня транспортный разрыв между Усинском и Нарьян-Маром составляет 80,5 километра. В 2013 году за счет средств НАО сделана корректировка проектной документации на завершение строительства этого участка, определена стоимость - 8,417 миллиарда рублей, получено положительное заключение госэкспертизы. Однако «пробить» федеральные бюджетные ассигнования тогда так и не удалось.

Участок дороги на территории НАО

В бюджете НАО на 2015 год было заложено 150 миллионов рублей на восстановление 5 километров автодороги Харьягинский – Усинск, который также является отрезком дороги Нарьян-Мар - Усинск. Там планировалась перекладка железобетонных плит. Однако восстановления требует гораздо больший участок - 33 километра с расположенными на нем 11 мостовыми перекрытиями. При этом 52 миллиона рублей стоят только проектные работы по капремонту мостовых сооружений и 2,4 миллиарда - непосредственно сами ремонтные работы.

В конце декабря 2015 года ГУП «Нарьян-Мардорремстрой» приступило к строительству IV участка автодороги Нарьян-Мар - Усинск. Речь идет о 15-километровом участке трассы с мостом через реку Харьяга длиной 99 метров.

Дорога Усинск - Харьяга

В 2016 году в бюджете НАО запланированы 177 миллионов рублей на строительство участков дороги, из федерального бюджете регион намерен получить 479 миллионов.

Участок дороги на территории НАО

На территории Коми отсутствует несколько десятков километров дороги, в правительстве ранее говорили, что необходимо построить 69,7 километра, а также отремонтировать существующие. Это участки Малая Пера - Ираель протяженностью 34,5 километра (Сосногорский район), Ираель - Каджером длиной 46 километров (Сосногорский и Печорский районы), Акись - Ошкуръя протяженностью 10 километров и Ошкуръя - Усть-Уса длиной 11 километров (Усинский район). Не хватает моста через реку Печору в районе поселка Усть-Уса и мостового перехода через реку Лыжу на дороге Печора - Усть-Уса - Усинск.

Ввести в строй участок Акись - Ошкуръя хотели в 2017 году, участок Ошкуръя - Усть-Уса - в 2018-м. А мост через Лыжу собирались построить в 2017-м. Но сейчас министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Коми сообщает, что сроки строительства отодвинуты. Работы по строительству мостового перехода через реку Лыжу уже ведутся, это дорожное сооружение собираются ввести в эксплуатацию в 2019 году. С 2018 года планируется продолжить строительство дороги на участке Акись - Ошкурья - Усть-Уса. Ввод в эксплуатацию участка протяженностью 21,35 километра намечен также на 2019 год.

Сколько точно надо построить и отремонтировать дорог, точно не называется. Но только на участке Ухта - Печора надо построить и реконструировать 80,11 километра дороги.

Решение проблемы

Есть два основных варианта решения проблемы. Во-первых, государство ежегодно будет выделять немного денег (в данном случае это могут быть и сотни миллионов, но для общей сметы это действительно мало) на строительство и реконструкцию объектов дороги.

Второй вариант – использовать механизм государственно-частного партнерства. Тут и появляется слово «концессия». Классическое определение этого понятия таково: это договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенное время и на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов. В нашем случае сотрудничество правительства Коми и коммерческой структуры заключается в том, что компания построит один участок дороги и реконструирует второй, а республика возместит затраты.

Время

Как заявляло предыдущее руководство региона, если бы дорогу достраивали только за счет бюджетных средств, то срок завершения всех работ был бы неизвестен - до ввода линейной трассы в эксплуатацию могли пройти десятилетия. Известно только, что при таком государственном финансировании участки Малая Пера - Ираель и Ираель - Каджером будут сданы только в 2024 году.

При заключении концессионного соглашения с бизнес-структурой сроки сокращаются: по проекту, в 2015-2017 годы должны были быть реконструированы 34,5 километра участка Малая Пера - Ираель, а в 2018 году собирались ввести в эксплуатацию 46 километров участка Ираель - Каджером. Сейчас сроки сдвинулись. Сейчас заявляют, что дорога будет готова в 2019 году.

«Учитывая, что осталось около 80 километров, с сохранением сегодняшних темпов за 4-5 лет можно ее завершить. И перспективы федеральной поддержки в строительстве моста [через реку Печору] в общем комплексе этой дороги я оцениваю как реальные. Более того, после того как дорога будет построена, можно вести разговор о придании ей статуса федеральной», - сказал 20 августа 2016 года на совещании в Сыктывкаре министр транспорта России Максим Соколов. То есть все строительство может завершится в 2021 году.

Деньги

Тут несколько моментов. Государство может выделить на строительство огромную сумму сразу (но никогда этого не сделает) или может растянуть финансирование на несколько лет (так в большинстве случаев и происходит). При концессии используется другая схема: компания тратит свои или заемные средства, а затем государство в течение определенного периода компенсирует понесенные расходы. Есть еще такой вариант, что коммерческая структура получает прибыль от построенного объекта, но в данном случае дорогу платной сделать невозможно, так как альтернативного проезда по тому же маршруту нет.

Выгоды

Сегодня в республике не имеется круглогодичного устойчивого автомобильного сообщения с 11 муниципалитетами. Ввод в эксплуатацию участков Малая Пера - Ираель и Ираель - Каджером соединит столицу региона с населенными пунктами Ижемского и Усть-Цилемского районов, а также с Печорой.

Дорога появится раньше, что приведет к росту грузоперевозок, товарооборота, подстегнет темпы экономического роста.

Готовую дорогу можно будет передать в ведение Федерации, поэтому затраты на ее содержание и ремонт в дальнейшем будут идти из федерального бюджета.

В целом ввод трассы в эксплуатацию привет к обеспечению 174 населенных пунктов с населением более 525 тысяч человек, находящихся в районе тяготения и не имеющих постоянной связи, автомобильным сообщением по дорогам с твердым покрытием. Непосредственно более 150 тысяч человек в четырех муниципалитетах с окончанием строительства магистрали получат выход на опорную сеть автомобильных дорог республики.

Само соглашение

Первый конкурс по выбору компании был признан несостоявшимся - не было подано ни одной заявки. При повторном отборе нашелся всего один кандидат - ООО «Дорожная концессия». Эта компания, по данным «КомиОнлайна», была образована в ноябре 2014 года, уставной капитал – 500 тысяч рублей, учредителями являются ООО «Усинское ДРСУ» (255 тысяч рублей) и ОАО «Корпорация по развитию Республики Коми» (245 тысяч рублей).

Приказ о необходимости заключения концессионного соглашения с ООО «Дорожная концессия» руководитель дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков подписал 22 июня 2015 года. К осени договор был подписан. После этого компания должна была приступить к выполнению взятых на себя обязательств. Однако после смены руководителя региона в сенятбре 2015 года условия концессионного соглашения были поставлены под сомнение, но потом все же решили проект реализовать.

Вопрос с финансированием строительства участков дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар был решен в апреле 2016 года. Прямое соглашение по строительству заключили Республика Коми, ООО «Дорожная концессия» и Газпромбанк .

ООО «Дорожная концессия» входит в состав группы компаний «Автобан» – одного из крупнейших федеральных игроков в сфере автодорожного строительства. Генеральным подрядчиком по строительству дороги выступит входящее в состав группы ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой».

Условия договора

Концессионное соглашение заключено на 11 лет, то есть до 2025 года (инвестиционная стадия - 4 года, эксплуатационная - 7 лет). На инвестиционной стадии предполагается привлечение внебюджетных источников финансирования (85,2 процента от общего объема капитальных вложений), доля субсидий из республиканского бюджета составит 14,8 процента.

На этапе эксплуатации финансовая схема предполагает выделение из республиканского бюджета платы, которая будет покрывать затраты на эксплуатацию и долговые обязательства (в случае, если компания будет привлекать кредит).

Стоимость

Э.Слабиков на совещании 24 марта 2015 года заявил, что общая стоимость инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет составляет 10 миллиардов 133 миллиона рублей. Начальный размер платы по концессионному соглашению, прописанный в конкурсной документации, - 9 миллиардов 436 миллионов рублей. В недавно обновленном перечне инвестпроектов, реализуемых на условиях ГЧП, приведена другая сумма ассигнований - 10,06 миллиарда.

Самое интересное, что стоимость составляет примерно 5 миллиардов рублей (по ценам октября 2015 года - уже шесть миллиардов), а 10 миллиардов - это сумма, которую потратит государство при концессионном соглашении. В апреле 2016 года, а затем в августе называлась меньшая сумма - 4,8 миллиарда рублей, но итоговая цена для региона - 10 миллиардов - оставалась неизменной.

По базовой модели республика должна была первые четыре года платить менее 15 процентов от строительно-монтажных работ. В первый год - 70 миллионов, во второй - 93 миллиона, в третий - 187 миллионов, в четвертый - 347 миллионов. Через четыре года, когда должно завершиться строительство, регион начнет платить за использование средств концессионера, за содержание дороги: ежегодно - по 1,3 миллиарда, а в 2025-м - 1,5 миллиарда.

Фото с сайтов rkomi.ru, nao24.ru и усинск.онлайн

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июнь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Реклама