Аукцион по продаже турпоезда признан недействительным, состав пока останется в Коми.
С начала 2010-х годов в Коми начали много говорить о важности привлечения в регион туристов и развитии этой отрасли, как достаточно прибыльной. Одним из первых крупных шагов в этом направлении стала покупка туристического поезда «Сияние Севера». Его республика приобрела в лизинг более чем за 300 миллионов рублей.
Вот ты какое, «Сияние Севера»
«Сияние Севера» – это не поезд в прямом смысле слова, а всего четыре вагона повышенной комфортности: два спальных пяти- и шестикупейных вагона класса «Бизнес» и класса «Люкс», вагон-ресторан на 24 человека и вагон-салон на шесть VIP-пассажиров. В вагонах предусмотрены вакуумные туалеты, душевые кабины, кондиционеры, LCD-телевизоры, DVD-проигрыватели, спутниковое телевидение, Wi-Fi. Есть кнопка вызова проводников и тамбуры с оборудованными местами для курения.
«Блистательная» история
В августе 2011-го состав с помпой представили публике как отель на колесах. Озвучивались планы о том, что он будет ездить между Коми, Москвой, Московской, Ярославской, Архангельской, Вологодской областями и Ямало-Ненецким автономным округом и даст толчок развитию туристического бизнеса не только в регионе, но и в стране.
Но дело как-то не пошло. Поэтому в феврале 2013-го было решено создать новый туристический продукт – межрегиональный железнодорожный маршрут «Русский Север» по уникальным архитектурным, природным объектам, включенным в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Поезд должен был ходить по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Вологда – Микунь – Троицко-Печорск – Ярославль – Москва. Он должен был стартовать в 2014 году. Кроме того, корпорация по развитию туризма Коми разработала туристические проекты в сегменте железнодорожного туризма, где также предполагалось использование вагонов «Сияния Севера» для состоятельных путешественников.
Ни один из проектов не заработал, и в апреле 2014-го «Сияние Севера» по частям сдали в аренду. Как писала газета «Трибуна», в том же году было организовано три коммерческих рейса, один тур для приглашенных участников международного форума «Еж» и две поездки социального направления с детьми республики. Затем была договоренность с немецкой компанией «Евразия» о включении вагонов в состав «Транссибирского экспресса» по железнодорожным турам в Китай и Монголию. В 2015-м вагоны съездили в восемь таких туров (четыре по России и четыре за рубеж). На этом республика должна была заработать 10 миллионов рублей в 2016 году и 13 миллионов – в 2017-м. Предполагаемый срок использования вагонов был заявлен такой: март-октябрь 2016 года.
Состав оставался невостребованным, а затраты на его содержание составляли около 11 миллионов рублей в год. Поэтому в марте 2016-го его было решено поменять на современные вагоны или продать: предложения купить состав были разосланы компаниям-перевозчикам и в организации, работающие в сфере туризма. Никто на них не откликнулся.
Как сообщает пресс-служба Госсовета Коми, в 2016 году поезд не совершил ни одного рейса, а стоимость его содержания выросла до 12 миллионов рублей в год. «Мне кажется, найти покупателя будет непросто. В свое время по его использованию были договоренности с РЖД и туроператорами из Эстонии. Необходимо эти контакты восстановить и вернуть состав в экономический оборот», – заявила депутат Нина Нестерова на одном из совещаний в ноябре этого года.
Но решение о продаже поезда было принято раньше. В октябре этого года Минимущества Коми объявило об электронном аукционе, на который выставили «Сияние Севера». Его назначили на 16 ноября. Балансовая стоимость вагонов в апреле 2016-го составляла 334,2 миллиона рублей, а начальная цена продажи – 267,5 миллиона рублей. Но республиканское министерство имущественных и земельных отношений сообщило, что аукцион признали несостоявшимся – за месяц (с 14 октября по 9 ноября) на сайт не поступило ни одной заявки.
Дальнейшую судьбу состава будет решать межведомственная комиссия по рассмотрению условий приватизации. В нее войдут представители Минимущества, Минфина, Минэконома, Минпрома и Минстроя.
Причины провала
Как сообщили анонимные источники, приближенные к бывшему региональному агентству по туризму, идея с запуском «Сияния Севера» изначально была недоработана. Власти региона купили только вагоны, а паровоза в их распоряжении не было. Поэтому, чтобы использовать их по назначению, приходилось цеплять к обычным рейсовым поездам. А это дополнительные договоренности с РЖД и траты. Кроме того, постоянно приходилось решать вопросы с остановками на станциях и отцеплением вагонов. «Если бы в распоряжении был собственный локомотив, к нему можно было бы прицеплять вагоны с меньшим уровнем комфорта для людей с другими доходами. Это могло удешевить путевки и окупить затраты», – уточнил эксперт.
Поэтому, по мнению заместителя центра по туризму и спорту Коми Олега Мешкова, называть поезд «отелем на колесах» было нельзя. «О мертвом говорят или хорошо, или ничего, но я считаю, что с покупкой вагонов в свое время поторопились. Нужно было для начала провести маркетинговые исследования, взять подобные вагоны в аренду, прощупать спрос и узнать, какой сегмент потребителя интересуется такими путешествиями, а только потом принимать решение о покупке, – высказался он. – Но решение было принято».
С учетом всех дополнительных затрат себестоимость одного билета от Сыктывкара до Печоры приближалась к 10-15 тысячам рублей. Привлечь иностранных туристов (а именно они могли себе позволить отдых за такие деньги) в Коми было нечем – о регионе никто ничего не знал. Поэтому в 2014 году О.Мешкову поручили найти способы, чтобы хоть как-то покрывать расходы на содержание состава. «Мы начали сдавать состав в аренду. Помню случаи, когда миллиардеры брали за 350-400 тысяч рублей вагон на ночь, чтобы добраться из Санкт-Петербурга в Москву. Но таких людей было немного – у звезд вроде Аллы Пугачовой свои поезда уже есть. И назвать это постоянным доходом было нельзя», – рассказал О.Мешков.
Он отметил, что коммерческая компания, заинтересованная в прибыли, может и смогла бы добиться популярности поезда, так как не сталкивалась бы с теми препонами, с которыми приходится сталкиваться, работая в госструктуре, но проверить это не удастся.
«У любого проекта есть начало и конец. И вот пришел конец «Сиянию Севера». Думаю, что решение продать эти вагоны – мудрое», – заключил он.
Фото с сайта rkomi.ru
Комментарии