Полтора месяца он будет работать в тестовом режиме.
Направление Сыктывкар – Кослан несколько лет является проблемным. Дело в том, что поезд №678/677 убыточный, но чтобы он продолжал перевозить людей, правительство Коми компенсирует железнодорожникам потери. Сумма возмещений и сроки их уплаты являются предметом договоренностей, при этом иногда одна из сторон их не соблюдает, на что реагирует вторая сторона.
В министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми еще осенью 2016-го заявили, что рассматривают возможность открытия нового мультимодального пригородного маршрута Сыктывкар – Микунь – Кослан.
В августе 2017-го на портале общественных обсуждений был опубликован проект изменений постановления правительства Коми об утверждении региональной госпрограммы «Развитие транспортной системы». Новинка, которую предлагается внести при помощи этого документа – частичная замена дополнительных рейсов пассажирского поезда дальнего следования №678/677 Сыктывкар – Кослан рейсами нового поезда пригородного сообщения Микунь – Кослан. А добираться до Микуни из столицы Коми, как предлагается, пассажиры будут автомобильным транспортом – например, автобусами, такси.
В пояснительной записке к документу говорится, что эти изменения помогут экономить деньги из регионального бюджета за счет сокращения расходов на организацию перевозок на 5 процентов. Приводятся и расчеты: стоимость одного дополнительного рейса поезда Сыктывкар – Кослан и обратно в 2017 году составляет 473,8 тысячи рублей; прогнозная стоимость одного рейса Микунь – Кослан и обратно – до 120 тысяч рублей. В зависимости от количества замен экономия для бюджета может достигать 5 миллионов рублей в год.
В правительстве региона понимают: чтобы новый рейс был востребован, общая стоимость проезда по маршруту Сыктывкар – Микунь – Кослан и обратно вместе с тратами на путь от Сыктывкара до Микуни не должна превышать стоимость проезда в общем вагоне поезда №678/677. То есть билет на новый пригородный поезд (перевозчик «Северная пригородная пассажирская компания» – АО «СППК») должен стоить дешевле, чем рассчитанный максимальный тариф. При этом компенсировать железнодорожной компании потери в доходах при применении тарифов ниже уровня, установленного Минстроем Коми, республика не может (согласно действующему порядку финансирования).
Минпром Коми и АО «СППК», по согласованию с администрацией Удорского района, подписали программу мероприятий по реализации этих планов. С 15 сентября по 30 октября 2017 года новый поезда Микунь – Кослан – Микунь будет курсировать в тестовом режиме.
Будет ли это удобно пассажирам, неизвестно. Ничего не сообщается и про экономию времени и денег населения.
*** Ситуация с поездом Сыктывкар – Кослан обострилась еще в 2013 году. Весной того года «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД) объявила, что с 26 мая вместо ежедневного рейса поезда будут ездить четыре раза в неделю. В некоторых населенных пунктах состоялись пикеты и митинги – люди были недовольны решением железнодорожников. Однако в мае в Москве были достигнуты договоренности о сохранении ежедневного движения поезда, за что правительство Коми должна была выплатить компании компенсации в 10 миллионов рублей за понесенные потери.
История повторилась в конце 2013 года. Несмотря на гарантии правительства республики, подкрепленные финансированием, железнодорожники вразрез договоренностям отменили ежедневное движение поезда Сыктывкар – Кослан с 31 декабря 2013 года на период праздников. Более того, на сайте «РЖД» появился график, по которому поезда с 16 января до 25 мая 2014 года в Кослан должны были отправляться не ежедневно, а четыре раза в неделю.
Снова были переговоры, и снова удалось добиться от компании выполнения обязательств по организации ежедневного курсирования удорского поезда в праздничные дни. Затем было решено, что с 1 февраля 2014 года поезд будет курсировать каждый день. Но позднее частота опять была изменена. В октябре 2014 года в Коми прекратили финансирование железнодорожных перевозок по маршруту Сыктывкар – Кослан.
В октябре 2015 года сократилось количество вагонов по маршруту. Людям не хватало места: пассажирам, в том числе детям, пенсионерам и инвалидам, приходилось ездить стоя.
В ноябре 2015 года тогда еще председатель правительства региона Владимир Тукмаков заявил, что с декабря 2015 года вводится дополнительный рейс поезда Сыктывкар – Кослан при условии компенсации потерь в доходах перевозчика из республиканского бюджета. Также было обещано, что летом 2016 года поезд, как и ранее, будет курсировать ежедневно.
В декабре 2015 года решили определить оптимальную схему курсирования поезда и выяснить, сколько вагонов и какого типа необходимо району. На тот момент поезд делал четыре рейса в неделю. Разработана ли схема, неизвестно. А в мае 2016 года ввели дополнительные рейсы на период распутицы.
Проблему хотели частично решить за счет возобновления авиасообщения между столицей Коми и Удорой. Но воспользоваться самолетом смогли немногие, так как цены на билеты значительно превосходили стоимость проезда по железной дороге. Кроме того, самолет временами не летал. А в ноябре рейсы Сыктывкар – Кослан и вовсе отменили до декабря 2017 года из-за невостребованности.
В конце 2016 года удорский поезд курсировал пять раз в неделю: из столицы Коми он отправлялся по понедельникам, средам, четвергам, пятницам и воскресеньям, обратно он возвращается на следующие сутки. Время в пути – примерно семь часов.
В начале 2017 года стало известно, что по договоренности с правительством Коми поезд будет совершать дополнительные рейсы. «Северная железная дорога» 9 января разослала в СМИ график назначения этих поездов: по 4 – в марте, апреле, октябре и ноябре, 9 – в мае, 2 – в сентябре и по одному в январе и декабре.
Однако в полдень 31 января пресс-служба «СЖД» сообщила об отмене дополнительных поездов Сыктывкар – Кослан: одного – в марте, четырех – в апреле.
Спустя четыре часа было объявлено, что дополнительные рейсы будут сохранены. Сначала об этом заявила пресс-служба главы региона, а спустя час пришло подтверждение и от железнодорожников.
Фото Владилена Олофинского
Комментарии