Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 7 декабря, 2010, 11:50 2686 1

Без купюр: эссе Дмитрия Беляева о сокращении количества вузов в России

«Количество вузов будет сокращаться. А в Коми?» - задается вопросом кандидат экономических наук, декан факультета информационных систем и технологий Сыктывкарского госуниверситета Дмитрий Беляев. В своем эссе, которое публикует «КомиОнлайн», он отвечает на собственный вопрос.

«Этот тезис (который вынесен в первую часть заголовка) с завидной регулярностью и настойчивостью звучит из уст представителей федеральной власти.

Не успел недавно президент России Дмитрий Медведев сообщить, что число высших учебных заведений в стране должно быть сокращено, так как часть вузов «никуда не годится», как ему вторит в очередной раз министр образования и науки Андрей Фурсенко, считая, что «вузы, которые останутся, будут настоящими высшими учебными заведениями, дающими хорошее образование и при этом реально известные в научном мире».

Что это означает для высшей школы Коми?

Это означает ее полный и окончательный крах, если Минобрнауки России и дальше будет делать ставку на вузы, конкурентоспособные с институтами РАН. Очевидно, что вузам республики очень сложно будет составлять конкуренцию институтам Коми научного центра, если минобрнауки поставит и вузы, и академические научные институты в условия конкурентной борьбы. Столь откровенное мнение Фурсенко относительно будущих «выживших» вузов прозвучало в такой трактовке столь явно впервые.

В общем-то, после мнений и президента, и министра уже ясно, что нашумевшая концепция модернизации профессионального образования в республике на период до 2015 года, одобренная главой Коми, будет пересмотрена. Если не на уровне республики, то в министерстве образования и науки России точно. Федеральные власти просто-напросто не позволят иметь в республике целых пять образовательных комплексов, о чем говорится в концепции. Потому что в рамках реализации концепции де-факто количество вузов не изменится. В случае с пятью образовательными комплексами изменятся только названия (вместо слова «вуз» будет использоваться «комплекс»). Плюс произойдет вертикальная интеграция, но никак не горизонтальная, чего федералы как раз сильно добиваются.

Я не хочу сказать, что «два вуза в Коми» - это хорошо. Я хочу сказать, что мы (высшая школа Коми) по-прежнему спим в надежде, что «все-таки пронесет».

«Мы же меняемся. Смотрите - вон концепцию приняли. Будут изменения»,  говорим мы федеральной власти. Но вся проблема в том, что федералы далеко не дураки. К тому же они точно знают, чего хотят (в отличие, кстати, от некоторых республиканских отраслевых чиновников и представителей отдельных вузов, которые зачастую напоминают классического страуса со спрятанной головой в песке).

Как бы в республике не говорили о необходимости сохранения «отраслевого образования», объективно складывается ситуация, когда с одной стороны мы (высшая школа Коми) не можем конструктивно договориться между собой (принятая концепция - не в счет, принципиально она ничего не меняет в высшей школе Коми). С другой стороны, это видят в Москве. Как видят то, что в сложившихся условиях, когда каждый вуз «тянет одеяло на себя», в республике нет резона создавать федеральный или научно-исследовательский университет (НИУ).

Теперь уже вполне жизнеспособным видится такой прогноз, что если НИУ и будет в республике, то создавать его решат не на базе вузов Коми, а на базе Коми научного центра Уральского отделения РАН. Тем более педагогический потенциал КНЦ сейчас не хуже потенциала любого из создаваемых пяти образовательных комплексов. А по некоторым направлениям (прежде всего, классическим) даже лучше.

Мало кто в республике хочет видеть объективную реальность в стране с высшей школой. Но она - реальность - есть. И чихать ей хотелось на разные субъективные ощущения «своего» понимания ситуации со стороны ученых (вузовских) мужей в отдельно взятом субъекте Российской Федерации».

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама