Субсидии на выпуск издания вернут одноименному фонду, но когда – неизвестно.
Проблемы у фонда «Покаяние» начались в декабре 2014 года: еще существовавшее тогда агентство по печати и массовым коммуникациям Коми (с 1 января 2016 года оно вошло в состав нового министерства массовых коммуникаций, информатизации и связи республики) попросило фонд освободить занимаемые им помещения в Доме печати. «Покаяние» этого не сделало, так как ведомство не подавало соответствующий иск в суд.
В феврале 2015 года фонд пригласили разместиться в Сыктывкарском государственном университете и выпускать мартиролог совместно с создаваемым в то время центром социально-политических исследований вуза. Но члены правления фонда решили, что переезжать не будут по нескольким причинам. Первая - библиотеку и архив фонда разместить в СГУ было бы невозможно, на это не хватит места. Вторая – так как судебного решения о выселении из Дома печати нет, эти помещения фонд полностью устраивают, соответственно, выезжать сотрудники не собираются.
Позднее схему выделения средств из бюджета на издание мартиролога изменили. Вместо прямого контракта с издателем - фондом «Покаяние» - агентство по печати и массовым коммуникациям объявило конкурс. «Изменение в процедуре обусловлено желанием повысить эффективность расходования бюджетных средств. Как и в прошлом году, республика выделила на издание тома 2 миллиона 216 тысяч рублей», - прокомментировала тогда БНК бывший руководитель ведомства Ирина Брагина.
Единственным участником и победителем стал Сыктывкарский госуниверситет. Таким образом, фонд «Покаяние» лишился финансирования, соответственно, не мог выпускать издание. Все свои книги и документы фонд передал в Национальную библиотеку Коми и региональный архив, часть была перевезена домой председателю правления «Покаяния» Михаилу Рогачеву.
Подписание контракта с СГУ должно было состояться 28 сентября 2015 года, но этого не произошло, вероятно, по причине событий, произошедших 19 сентября, когда была арестована вся верхушка власти Коми.
М.Рогачев в комментарии «КомиОнлайну» предположил, зачем университету нужно было участвовать в конкурсе.
«Нас хотели с самого начала просто «воткнуть» в СГУ. СГУ нужны совместные проекты с общественными организациями для имиджа и для отчетности, да и для денег тоже. Им нужны были МИПы и ПИПы – это малые инновационные предприятия и производственные инновационные предприятия. Они могут создаваться только совместно с кем-то. Ну вот, вероятно, они решили, что фонд «Покаяние» и книга памяти – это удобная такая штука: есть готовый проект, есть готовые кадры. Но вместо того, чтобы по-человечески объяснить, чего они хотят, и обсудить это… в конце концов, кто знает, чем бы это закончилось… нас начали просто заставлять, не говоря напрямую, по сути дела ликвидироваться и перейти в университет. Мы этого делать не захотели, поскольку мы общественная организация, у нас другие приоритеты. Тогда нас начали потихоньку заставлять это делать. Создавать какие-то совместные лаборатории, не уведомляя нас об этом. Когда мы отказывались, просили объяснить толком, нас выселили, чтобы мы поскорее переехали в университет. Закончилось тем, что сказали: «Ах, так, ну тогда мы объявим конкурс». А условия конкурса были таковы, что мог участвовать только университет: была заявлена плановая тема университета, а все участники должны были быть кандидатами и докторами наук, что для общественной организации невозможно. Мы даже заявку подать не смогли», - рассказал историк.
После прихода новой власти в Коми ситуация изменилась в лучшую для «Покаяния» сторону, но пока только на словах.
«Мы встречались с [председателем Госсовета Коми Надеждой] Дорофеевой, встречались с [министром массовых коммуникаций, информатизации и связи региона Михаилом] Порядиным, и было решено, что мартиролог будет издавать фонд «Покаяние», все вернется на круги своя. Все эти глупости с конкурсом и университетом будут отменены и больше проводиться не будут. Субсидия и правда заложена, ее получит фонд «Покаяние». Но надо переделать положение о субсидиях и когда оно будет готово, нам сразу его передадут, чтобы мы могли подать заявку на субсидию. Собственно, как мы каждый год раньше и делали. Мы писали заявку, нам выдавали деньги, потому мы за них отчитывались. Пока это обещания. Сейчас же были все эти пертурбации – образовалось новое министерство, которое слилось из двух агентств, назначили нового начальника. Пока они там разберутся, пока они переедут», - отметил М.Рогачев.
Что касается помещений фонда, то от выселения «Покаяния» решили отказаться. «Мы там сидим на птичьих правах, но нахально никуда не уходим. Сказали, что никуда нас выселять не будут, что это произвол и безобразие. Но предложат другое помещение, потому что весь третий этаж займет министерство», - сказал М.Рогачев.
Таким образом, фонд «Покаяние» продолжит работать над выпуском книги памяти, так как правительство согласилось выделить на это деньги. Но когда это случится, неизвестно.
*** Фонд «Покаяние» существует с 1998 года. Основная его цель - восстановление исторической правды и социальной справедливости в отношении жертв политических репрессий и увековечению их памяти. Главный проект фонда - подготовка и издание Коми республиканского мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние». С 1998 по 2014 годы было издано десять томов в 18 книгах, они включали более 130 тысяч биограмм различных категорий репрессированных (все тома – тематические, посвященные определенной группе репрессированных).
Издательская деятельность фонда не ограничивается изданием мартиролога. В 2000-2015 годах фондом или при его участии были опубликованы 36 изданий: серия «Приложение к мартирологу» Покаяние» (десять выпусков), сборники статей, материалы конференций, библиографический указатель по истории политических репрессий в Коми, буклеты обзоры архивных фондов, путеводители серии «Память о ГУЛАГе» (Инта, Печора). Все издания распространяются бесплатно, в основном по школам, библиотекам, музеям.
Фото Катерины Клепиковской и Игоря Соколова
Комментарии