КомиОнлайн

Новости

Четверг, 17 ноября 2016, 15:21

Да кому ты нужен: краткая история поезда «Сияние Севера»

Аукцион по продаже турпоезда признан недействительным, состав пока останется в Коми.

С начала 2010-х годов в Коми начали много говорить о важности привлечения в регион туристов и развитии этой отрасли, как достаточно прибыльной. Одним из первых крупных шагов в этом направлении стала покупка туристического поезда «Сияние Севера». Его республика приобрела в лизинг более чем за 300 миллионов рублей.

poezd02.jpg

Вот ты какое, «Сияние Севера»

«Сияние Севера» – это не поезд в прямом смысле слова, а всего четыре вагона повышенной комфортности: два спальных пяти- и шестикупейных вагона класса «Бизнес» и класса «Люкс», вагон-ресторан на 24 человека и вагон-салон на шесть VIP-пассажиров. В вагонах предусмотрены вакуумные туалеты, душевые кабины, кондиционеры, LCD-телевизоры, DVD-проигрыватели, спутниковое телевидение, Wi-Fi. Есть кнопка вызова проводников и тамбуры с оборудованными местами для курения.

poezd03.jpg

«Блистательная» история

В августе 2011-го состав с помпой представили публике как отель на колесах. Озвучивались планы о том, что он будет ездить между Коми, Москвой, Московской, Ярославской, Архангельской, Вологодской областями и Ямало-Ненецким автономным округом и даст толчок развитию туристического бизнеса не только в регионе, но и в стране.

Но дело как-то не пошло. Поэтому в феврале 2013-го было решено создать новый туристический продукт – межрегиональный железнодорожный маршрут «Русский Север» по уникальным архитектурным, природным объектам, включенным в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Поезд должен был ходить по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Вологда – Микунь – Троицко-Печорск – Ярославль – Москва. Он должен был стартовать в 2014 году. Кроме того, корпорация по развитию туризма Коми разработала туристические проекты в сегменте железнодорожного туризма, где также предполагалось использование вагонов «Сияния Севера» для состоятельных путешественников.

Ни один из проектов не заработал, и в апреле 2014-го «Сияние Севера» по частям сдали в аренду. Как писала газета «Трибуна», в том же году было организовано три коммерческих рейса, один тур для приглашенных участников международного форума «Еж» и две поездки социального направления с детьми республики. Затем была договоренность с немецкой компанией «Евразия» о включении вагонов в состав «Транссибирского экспресса» по железнодорожным турам в Китай и Монголию. В 2015-м вагоны съездили в восемь таких туров (четыре по России и четыре за рубеж). На этом республика должна была заработать 10 миллионов рублей в 2016 году и 13 миллионов – в 2017-м. Предполагаемый срок использования вагонов был заявлен такой: март-октябрь 2016 года.

Состав оставался невостребованным, а затраты на его содержание составляли около 11 миллионов рублей в год. Поэтому в марте 2016-го его было решено поменять на современные вагоны или продать: предложения купить состав были разосланы компаниям-перевозчикам и в организации, работающие в сфере туризма. Никто на них не откликнулся.

Как сообщает пресс-служба Госсовета Коми, в 2016 году поезд не совершил ни одного рейса, а стоимость его содержания выросла до 12 миллионов рублей в год. «Мне кажется, найти покупателя будет непросто. В свое время по его использованию были договоренности с РЖД и туроператорами из Эстонии. Необходимо эти контакты восстановить и вернуть состав в экономический оборот», – заявила депутат Нина Нестерова на одном из совещаний в ноябре этого года.

Но решение о продаже поезда было принято раньше. В октябре этого года Минимущества Коми объявило об электронном аукционе, на который выставили «Сияние Севера». Его назначили на 16 ноября. Балансовая стоимость вагонов в апреле 2016-го составляла 334,2 миллиона рублей, а начальная цена продажи – 267,5 миллиона рублей. Но республиканское министерство имущественных и земельных отношений сообщило, что аукцион признали несостоявшимся – за месяц (с 14 октября по 9 ноября) на сайт не поступило ни одной заявки.

Дальнейшую судьбу состава будет решать межведомственная комиссия по рассмотрению условий приватизации. В нее войдут представители Минимущества, Минфина, Минэконома, Минпрома и Минстроя.

poezd01.jpg

Причины провала

Как сообщили анонимные источники, приближенные к бывшему региональному агентству по туризму, идея с запуском «Сияния Севера» изначально была недоработана. Власти региона купили только вагоны, а паровоза в их распоряжении не было. Поэтому, чтобы использовать их по назначению, приходилось цеплять к обычным рейсовым поездам. А это дополнительные договоренности с РЖД и траты. Кроме того, постоянно приходилось решать вопросы с остановками на станциях и отцеплением вагонов. «Если бы в распоряжении был собственный локомотив, к нему можно было бы прицеплять вагоны с меньшим уровнем комфорта для людей с другими доходами. Это могло удешевить путевки и окупить затраты», – уточнил эксперт.

Поэтому, по мнению заместителя центра по туризму и спорту Коми Олега Мешкова, называть поезд «отелем на колесах» было нельзя. «О мертвом говорят или хорошо, или ничего, но я считаю, что с покупкой вагонов в свое время поторопились. Нужно было для начала провести маркетинговые исследования, взять подобные вагоны в аренду, прощупать спрос и узнать, какой сегмент потребителя интересуется такими путешествиями, а только потом принимать решение о покупке, – высказался он. – Но решение было принято».

С учетом всех дополнительных затрат себестоимость одного билета от Сыктывкара до Печоры приближалась к 10-15 тысячам рублей. Привлечь иностранных туристов (а именно они могли себе позволить отдых за такие деньги) в Коми было нечем – о регионе никто ничего не знал. Поэтому в 2014 году О.Мешкову поручили найти способы, чтобы хоть как-то покрывать расходы на содержание состава. «Мы начали сдавать состав в аренду. Помню случаи, когда миллиардеры брали за 350-400 тысяч рублей вагон на ночь, чтобы добраться из Санкт-Петербурга в Москву. Но таких людей было немного – у звезд вроде Аллы Пугачовой свои поезда уже есть. И назвать это постоянным доходом было нельзя», – рассказал О.Мешков.

Он отметил, что коммерческая компания, заинтересованная в прибыли, может и смогла бы добиться популярности поезда, так как не сталкивалась бы с теми препонами, с которыми приходится сталкиваться, работая в госструктуре, но проверить это не удастся.

«У любого проекта есть начало и конец. И вот пришел конец «Сиянию Севера». Думаю, что решение продать эти вагоны – мудрое», – заключил он.

Фото с сайта rkomi.ru

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться:
Если вы заметили смысловую, орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет автоматически отослан редактору.
Реклама

Комментарии

наталья
19.11.2016 - 16:33
+1
Поставить плюс!
-1
-1
Поставить минус!

для большинства простых людей надо создавать комфортные и недорогие вагоны людей будет много ездить тогда и всё окупится количеством никак не могут понять этого власти у людей зарплаты и пенсии низкие а буржуи самолётами летают и на своих машинах ездят деньги тратить для того что необходимо не могут или не хотят ну какие это руководители работать надо на людей и для людей труда тогда всё будет правельно и честно люди спасибо скажут а это не мало важно для руководителя

Добавить комментарий

Реклама

Поиск работы


от 20000 до 40000 RUR

Сервисный инженер
Медбиотех (Сыктывкар)
от 30000 до 35000 RUR

Искать вакансии
Реклама

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Январь 2017
 
Реклама

Последние комментарии

Сергей:
Являюсь доцентом УГТУ и скажу точно, никакого обращения не видел и не подписывал, точно также как и мои коллеги. Это явная ложь - когда говорят, что "мы" - преподаватели УГТУ - "за" улицу Довлатова.
16.01.2017 - 15:47
горожанин :
Обозрели хотят возят в грязных старых автобусах, еще убрали кондуктора я должен тащиться к водителю платить деньги и за все это хотят 25 рублей.
16.01.2017 - 14:10
горожанин :
Надо с начал установить и настроить и от катать беспроводные платежи или что там установят, потом убирать кондукторов.
16.01.2017 - 14:08
Уася:
В Воркуте в этом году на реке Уса купели не будет. Будет на турбазе «Заречная», на реке Воркута.
16.01.2017 - 13:39
прохожий:
c 2011 - 2017гг с 14р. до 25р это всего на 78% выростет стоимость за 6 лет , всего грубо 13% в год при правительственной инфляции 4-7% . Полнейшая ОБИРАЛОВКА населения. Цены надо заморозить или даже снижать, а руководство просто неграмотное и жадное, ни какой рациональности.
16.01.2017 - 12:46