Владимир Шуляковский – о том, как перевод скорой на аутсорсинг может привести к трагедии.
Министерство здравоохранения Коми в середине ноября объявило, что в 2017 году две подстанции скорой помощи – в Эжве и Краснозатонском – станут пилотными площадками. Там проведут следующий эксперимент: транспортный отдел ликвидируют, а предоставлением карет скорой и услуг водителей займутся сторонние организации, выигравшие конкурс.
По мнению чиновников, это позволит сэкономить бюджетные средства, обновить автопарк скорых и сделать услугу оказания первой медицинской помощи более качественной. При этом скорая по-прежнему будет бесплатной, а всем водителям, оставшимся без работы, предложат место в новых частных предприятиях.
«КомиОнлайн» пообщался с председателем сыктывкарского профсоюза транспортного отдела скорой помощи Владимиром Шуляковским, который оптимизма чиновников не разделяет и предлагает решить вопрос альтернативным способом.
В транспортном отделе скорой в Сыктывкаре работает больше 100 человек. Из них 25 – в Эжве, 5 – в Краснозатонском. На этих 30 и будут ставить эксперимент.
Изначально планировалось запустить процесс в ноябре этого года. Затем этот вопрос подняли 14 апреля на совместном совещании в правительстве республики, на котором присутствовал Сергей Гапликов – тогда еще исполняющий обязанности главы. Министр здравоохранения Дмитрий Березин тогда заявил, что в отрасль придет частник и будет работать гораздо лучше. С развернутой информацией по этой теме выступил председатель рескома профсоюзов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу. Тогда Гапликов сказал, что прежде чем принимать решение, нужно все просчитать и дать в средства массовой информации для обсуждения с населением. Но никаких новостей по этому поводу так и не появилось. Нас поставили перед фактом. Хотя конкурс пока не объявили. Запустить новый механизм, насколько мне известно, хотят с 1 апреля 2017-го.
В скорой, как в любой бюджетной организации, так: сработали по нолям – это уже прекрасно. Частнику же нужна прибыль. Где ее брать? Сокращать. Если смотреть на опыт других регионов, где уже работают на аутсорсинге, начнут с зарплат.
Люди думают, что водители скорой получают зарплату минимум в 40 тысяч рублей. Все же работа не из легких, напряженная. Но мало кто знает, что молодые парни, у которых по двое детей, ипотека и прочие расходы, зарабатывают по 17-18 тысяч. Я с полными стажевыми и первым классом получаю около 28 тысяч рублей. Но люди держатся, потому что график позволяет подрабатывать.
Ухудшатся условия труда. Сейчас у нас есть комната отдыха, где мы в ожидании вызова можем посмотреть телевизор, пообщаться с коллегами. Судя по опыту товарищей из Архангельской области, частник арендовать помещение у скорой для водителей не будет. Они будут вынуждены сидеть всю смену – 12 часов – в машине. Даже не в гараже, а на улице.
На водителей, скорее всего, «повесят» мелкий ремонт машин. Например, перегорела лампочка в фаре. Если я выеду на рейс так, то меня оштрафуют на 500 рублей. А заменить лампочку стоит 100 рублей. Частник скажет: выбирай, что тебе выгоднее, если хочешь работать.
Урежут время на предрейсовый осмотр машины. Обычно работодатель дает на это не больше 30 минут. В Кировской области это время упразднили: один заезжает с ночи, другой сразу садится и поехал. А если сменщик заболел, то ты без передышки, чтобы не потерять работу, выходишь на вторую смену подряд. В Уфе такое практикуют.
У частника для нас гарантий никаких. Будет платить «минималку», а остальное – в конверте. Отпускные срезаются, так как налоги не уходят. Что делать? Идти в соцслужбы, вставать на учет как малоимущий. Какая же это экономия для государства?
Сейчас мы работаем на должности водитель-санитар. Это дает ежемесячную доплату от республики – 2300 рублей. С 1 января 2017-го нас переводят в должность просто водителей. Доплату мы теряем. Кроме того, рабочая неделя увеличивается с 39 часов до 40. То есть работать мы будем больше, а зарплата уменьшится. Оклад нам обещали оставить прежний – 5455 рублей. И оплату труда не должны понижать – разницу в 2300 рублей выплачивать за счет стимулирующих выплат. Но Трудовой кодекс их не гарантирует: руководство само решает, когда и за что выдавать сотрудникам премии.
Я задал вопрос нашему главврачу – Владимиру Филиппову. Сказал, что думаю: водителей решили обмануть и платить им эти премии не будут. На что он мне сказал следующее: «Будет финансирование, будут и премии». Думаю, два-три месяца платить их будут, чтобы народ не разбежался, а потом перестанут.
На профсоюзное совещание транспортного цеха 4 ноября пришел 71 человек из 90. Мы решили написать главе региона обращение с просьбой отказаться от аутсорсинга и передать наше транспортное подразделение обратно в транспортное управление Минздрава – у него есть «гараж», то есть госучреждение «Автортранспортное управление РК». Мы к этому учреждению относились до 1 апреля 2009 года.
Конечно, письмо мы напишем, но это еще ничего не гарантирует. Когда получим ответ от (а мы полагаем, что он будет отрицательным), напишем письмо на имя президента. Ну а там, думаю, придется нам созывать людей, согласовывать место и выходить с плакатиками: «Крым вернули в Россию, верните нас в гараж». Мы готовы митинговать. А эксперименты пусть ставят на гараже при администрации главы. И там высчитывают, насколько это выгодно.
В Коми пока про предпринимателей, которые хотят заняться этой сферой, я не слышал. К нашим условиям уже присматривались двое. Один – из Нижнего Новгорода – беседовал с министром, нашим главврачом и начальником транспортного цеха. Бизнесмен прямо сказал: «Не захотят ваши на моих условиях работать, привезу чувашей. Они и за 13 тысяч [рублей] будут».
Недавно приезжал человек из Великого Устюга, осматривал хозяйство. Но ответ пока не дал. Правда, не думаю, что там, в Устюге, есть такие деньги, чтобы купить в лизинг шесть-семь новых машин.
Главврач утверждает, что будет спрашивать с предпринимателя, что придет на это место. Если бы это был Вася Пупкин из Усть-Кулома, он бы, может, с него и спросил. А если это будет бизнесмен с «крышей» в Москве, то месяца через три он будет с главврача и министра спрашивать, а они будут стоять навытяжку и докладывать как положено.
Как только все возьмут в руки, избавятся от конкурентов, их будет не остановить. Поэтому нельзя давать даже пробовать заходить кому-то на этот рынок. Это опыт соседей показывает: в нескольких регионах этот бизнес забрал под себя один предприниматель.
Частник будет зарабатывать. Прибыль – вот его цель. Скорая и сейчас оказывает платные услуги. Час дежурства в будни стоит около 1600 рублей, в выходные – 1800 рублей. Для этого нет отдельных бригад, поэтому на такие «заказы» едет обычная скорая, которая вышла на смену. И наш главный врач Филиппов заявлял перед коллективом, что в первую очередь обслуживаются именно платные вызовы, а не экстренные, первой, второй и третьей категории [это, например, ДТП, пожары, травмы с повреждением крупных сосудов или внутренних органов]. Если сейчас здесь начинается зарабатывание денег, то когда все отдадут в частные руки, что нас ждет?
Народ об этом не знает, не задумывается. Платные услуги пусть будут. Но нужно создать отдельную бригаду, которая будет реагировать именно на заказные выезды. Нужны нормальные понятные правила. А то врачам сейчас неясно, как действовать в таких ситуациях. Например, заказали сопровождение бригадой похорон. И те, кто услуги купил, начали требовать, чтобы врач вколола пациенту конкретный препарат – наркотик. Медик растерялся: по инструкции он бы это лекарство ему не вводил. И что делать? Идти в обход стандартов и выполнять требования человека, который за услугу заплатил?
Поэтому и надеемся, что люди нас услышат. Поймут, что мы не только за свои шкуры трясемся. Что перевод на предпринимательские колеса всего одного отдела скорой может обернуться трагедиями. И для нас, и для вас.
Беседовала Елена Кабакова
Фото Владилена Олофинского
Комментарии