Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 26 октября, 2011, 12:33 5065 1

Без купюр: эссе Евгения Самойлова «Выбирать наше – гражданская позиция»

«КомиОнлайн» представляет эссе депутата Государственной Думы России Евгения Самойлова, в котором он рассуждает, что выбирать наше – это гражданская позиция.

Изначально скажу: как убежденный рыночник в целом я против протекционизма. Неконкурентоспособные автомобили, лекарства, которые не помогают и микросхемы с ручкой для переноски из известного анекдота – плоды такой недальновидной защиты рынка. Между тем, есть и яркие примеры успеха – например японский, и было бы глупо отказываться от них лишь по причине следования догмам.

В конце концов, именно внутреннее потребление – относительно прогнозируемая и подверженная нашему влиянию штука, в отличие от мировых цен на нефть, относительно которых даже в бюджетном планировании мы до сих пор вынуждены руководствоваться более или менее квалифицированными догадками, которые в среде специалистов принято называть прогнозом.

Вышесказанное, конечно же – сугубая теория, не в полной мере относящаяся к предмету этой статьи – региональной конкуренции. Слава богу, о таможенных барьерах между субъектами Федерации речь мы не ведем. Но принципы функционирования модели во многом схожие и здесь имеет смысл вернуться к практике.

На мой личный прием в Койгородке (был июнь этого года) пришел необычный посетитель. Как правило, граждане на таких приемах пытаются решить вполне утилитарные вопросы: от экстренной финансовой помощи до благоустройства. А вот фермер Николай Каргин поднял другую тему. Касалась она выживания его, вполне успешного, по местным меркам, мясного хозяйства. Денег не просил – просил защиты. Рассказывал, как не может продать мясо для школы, куда ходят дети своих же односельчан, потому что закон о госзакупках выдвигает условия почти невыполнимые. Да и магазины в округе парное мясо берут неохотно, ведь дешевую заморозку из Кирова можно продать по той же цене. А из-за проблем со сбытом зарплату работникам приходится выдавать мизерную. Короче, спокойно и без истерики дал понять, что хозяйство на грани.

Рассказ фермера, что называется, запал в душу. О недостатках закона о госзакупках, как и о несомненных его достоинствах, я, естественно, знал и так. Направленный против коррупции, он свою задачу выполняет, хотя и породил, при этом, новый вид злоупотреблений и даже мошенничества. Поскольку закон предусматривает единственный критерий при отборе заявок – цену, то появились участники конкурсов, поставляющие заведомо некачественный товар, а есть и те, кто в принципе не в состоянии выполнить работы, заявленные в документации. В итоге, выиграв тендер, они ищут субподрядчиков, или выкручивают руки бюджетным учреждениям, с требованием увеличить в разы заниженную смету, или просто исчезают. Очевидно - такая ситуация неприемлема.

Конечно, выбирать что-либо для бюджетных закупок, только потому, что надо поддержать своих производителей – неправильно. Но об этом и речь не идет. Известно, что, скажем, сельхозпродукция в Коми – лучшего качества, чем привозная. Объясняется это даже не какой-то удивительной ответственностью наших людей, а вполне земными факторами. Во-первых, везти ближе, во-вторых, качество – единственное конкурентное преимущество наших северных крестьян. Не будь его, ни молоко, ни картошку продать было бы просто нельзя. Знаю, например, такой факт: одно время наше масло закупали в качестве сырья кировские заводы, а потом возвращали в республику по три кило «масла», на килограмм исходной продукции – вот такая арифметика.

Сейчас закон будет меняться. На конкурсах будет введена квалификация именно по качеству, а из положений должна исчезнуть порочная норма, когда продукты закупаются обширными лотами, где, например, фигурируют и молоко питьевое, и сметана, и сыры и новомодные йогурты, которые у нас почти никто не делает. Таким образом, норма работает на посредника, а не на производителя. А ему, посреднику – чем дешевле закупка, тем лучше.

Обо всем этом, упомянув и койгородского фермера, я рассказал в сентябре с трибуны республиканской партийной конференции «Единой России». Доклад по сути не политический, скорее прикладной,  имел большой резонанс и вылился в интересную инициативу. Её видимая часть: плакаты «Выбирай наше!», которые, думаю, уже знакомы многим.

Здесь необходимо пояснить: государственный заказ – это, как говорится, только вершина айсберга. Есть еще обширная розница, частные торговые точки и обычные покупатели, которых невозможно и неправильно заставлять покупать что-то против воли. Именно поэтому, программа «Выбирай наше» включает в себя значительную имиджевую составляющую. У производителей Коми, в большинстве, нет лишних денег на продвижение своей продукции. И поэтому, на уровне социальной рекламы нам важно достучаться до конечных потребителей, граждан. Рассказать, что, покупая продукцию, произведенную здесь, они не только заботятся о собственном здоровье (что уже доказано), но и проявляют патриотизм, думают о людях, которые работают рядом с ними. Это не благотворительность и не самоотречение – это осознанный выбор, продиктованный чувством общности и ответственности. Никто никого ни к чему не принуждает, не навязывает. Мы призываем лишь к тому, чтобы, придя в магазин, люди ориентировались не только на красочность упаковки или раскрученность бренда (цена то, кстати, почти всегда сопоставима), а на то, где произведен продукт. Прочтите мелкий шрифт и сделайте выбор – не более того!

В заключение хочу сказать, что инициатива «Выбирай наше!» представляется мне очень современной, европейской. Она сродни нормативам экологического поведения, которые все больше завоевывают позиции в западном обществе. Думать о республике, о её людях, о благополучии собственной среды обитания в своей личной, повседневной жизни –естественный и благородный способ самовыражения. Я рад, что мои идеи и переживания явились катализатором полезного и перспективного дела: проекта «Выбирай наше!»

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама