Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Среда, 26 октября, 2011, 12:33 4641 1

Без купюр: эссе Евгения Самойлова «Выбирать наше – гражданская позиция»

«КомиОнлайн» представляет эссе депутата Государственной Думы России Евгения Самойлова, в котором он рассуждает, что выбирать наше – это гражданская позиция.

Изначально скажу: как убежденный рыночник в целом я против протекционизма. Неконкурентоспособные автомобили, лекарства, которые не помогают и микросхемы с ручкой для переноски из известного анекдота – плоды такой недальновидной защиты рынка. Между тем, есть и яркие примеры успеха – например японский, и было бы глупо отказываться от них лишь по причине следования догмам.

В конце концов, именно внутреннее потребление – относительно прогнозируемая и подверженная нашему влиянию штука, в отличие от мировых цен на нефть, относительно которых даже в бюджетном планировании мы до сих пор вынуждены руководствоваться более или менее квалифицированными догадками, которые в среде специалистов принято называть прогнозом.

Вышесказанное, конечно же – сугубая теория, не в полной мере относящаяся к предмету этой статьи – региональной конкуренции. Слава богу, о таможенных барьерах между субъектами Федерации речь мы не ведем. Но принципы функционирования модели во многом схожие и здесь имеет смысл вернуться к практике.

На мой личный прием в Койгородке (был июнь этого года) пришел необычный посетитель. Как правило, граждане на таких приемах пытаются решить вполне утилитарные вопросы: от экстренной финансовой помощи до благоустройства. А вот фермер Николай Каргин поднял другую тему. Касалась она выживания его, вполне успешного, по местным меркам, мясного хозяйства. Денег не просил – просил защиты. Рассказывал, как не может продать мясо для школы, куда ходят дети своих же односельчан, потому что закон о госзакупках выдвигает условия почти невыполнимые. Да и магазины в округе парное мясо берут неохотно, ведь дешевую заморозку из Кирова можно продать по той же цене. А из-за проблем со сбытом зарплату работникам приходится выдавать мизерную. Короче, спокойно и без истерики дал понять, что хозяйство на грани.

Рассказ фермера, что называется, запал в душу. О недостатках закона о госзакупках, как и о несомненных его достоинствах, я, естественно, знал и так. Направленный против коррупции, он свою задачу выполняет, хотя и породил, при этом, новый вид злоупотреблений и даже мошенничества. Поскольку закон предусматривает единственный критерий при отборе заявок – цену, то появились участники конкурсов, поставляющие заведомо некачественный товар, а есть и те, кто в принципе не в состоянии выполнить работы, заявленные в документации. В итоге, выиграв тендер, они ищут субподрядчиков, или выкручивают руки бюджетным учреждениям, с требованием увеличить в разы заниженную смету, или просто исчезают. Очевидно - такая ситуация неприемлема.

Конечно, выбирать что-либо для бюджетных закупок, только потому, что надо поддержать своих производителей – неправильно. Но об этом и речь не идет. Известно, что, скажем, сельхозпродукция в Коми – лучшего качества, чем привозная. Объясняется это даже не какой-то удивительной ответственностью наших людей, а вполне земными факторами. Во-первых, везти ближе, во-вторых, качество – единственное конкурентное преимущество наших северных крестьян. Не будь его, ни молоко, ни картошку продать было бы просто нельзя. Знаю, например, такой факт: одно время наше масло закупали в качестве сырья кировские заводы, а потом возвращали в республику по три кило «масла», на килограмм исходной продукции – вот такая арифметика.

Сейчас закон будет меняться. На конкурсах будет введена квалификация именно по качеству, а из положений должна исчезнуть порочная норма, когда продукты закупаются обширными лотами, где, например, фигурируют и молоко питьевое, и сметана, и сыры и новомодные йогурты, которые у нас почти никто не делает. Таким образом, норма работает на посредника, а не на производителя. А ему, посреднику – чем дешевле закупка, тем лучше.

Обо всем этом, упомянув и койгородского фермера, я рассказал в сентябре с трибуны республиканской партийной конференции «Единой России». Доклад по сути не политический, скорее прикладной,  имел большой резонанс и вылился в интересную инициативу. Её видимая часть: плакаты «Выбирай наше!», которые, думаю, уже знакомы многим.

Здесь необходимо пояснить: государственный заказ – это, как говорится, только вершина айсберга. Есть еще обширная розница, частные торговые точки и обычные покупатели, которых невозможно и неправильно заставлять покупать что-то против воли. Именно поэтому, программа «Выбирай наше» включает в себя значительную имиджевую составляющую. У производителей Коми, в большинстве, нет лишних денег на продвижение своей продукции. И поэтому, на уровне социальной рекламы нам важно достучаться до конечных потребителей, граждан. Рассказать, что, покупая продукцию, произведенную здесь, они не только заботятся о собственном здоровье (что уже доказано), но и проявляют патриотизм, думают о людях, которые работают рядом с ними. Это не благотворительность и не самоотречение – это осознанный выбор, продиктованный чувством общности и ответственности. Никто никого ни к чему не принуждает, не навязывает. Мы призываем лишь к тому, чтобы, придя в магазин, люди ориентировались не только на красочность упаковки или раскрученность бренда (цена то, кстати, почти всегда сопоставима), а на то, где произведен продукт. Прочтите мелкий шрифт и сделайте выбор – не более того!

В заключение хочу сказать, что инициатива «Выбирай наше!» представляется мне очень современной, европейской. Она сродни нормативам экологического поведения, которые все больше завоевывают позиции в западном обществе. Думать о республике, о её людях, о благополучии собственной среды обитания в своей личной, повседневной жизни –естественный и благородный способ самовыражения. Я рад, что мои идеи и переживания явились катализатором полезного и перспективного дела: проекта «Выбирай наше!»

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Сметанина
Раиса
Петровна
Родилась 29 февраля 1952 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Февраль 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Реклама


Реклама