В Сыктывкаре вернулись к обсуждению возможности появления в сквере возле Стефановской площади мемориальной православной часовни. Однако, несмотря на численное превосходство сторонников строительства на общественных слушаниях 12 апреля, судьба культового сооружения остается неясной, в чем убедился и корреспондент «КомиОнлайна».
Первые общественные слушания состоялись 15 февраля – в день, когда начался Великий пост, во время которого священнослужителям запрещается вступать в дебаты. Тогда подискутировать пришлось впустую – слушания «не засчитали», так как главный инициатор – Сыктывкарская и Воркутинская епархия – ничего не могла сказать. Тем не менее, те слушания по накалу страстей и разбросу обвинений были намного интереснее и живее. В этот раз они прошли миролюбивее и спокойнее из-за, скорее всего, присутствия нескольких человек в рясах.
Командовал изъявлением мнений граждан заместитель главы администрации Сыктывкара Дмитрий Шатохин, который оттягивал начало обсуждения, ожидая прихода секретаря епархии отца Филиппа. Видимо, именно он должен был произнести вводную речь, на которую потом будут нанизаны остальные реплики и высказывания. Но начать все же пришлось с другого: представитель РПЦ безбожно опаздывал, а поговорить о часовне можно было только полтора часа между двумя показами фильма «Битва титанов» в кинозале «Парма – 2». Д.Шатохин сначала сделал обзор журнала, который лежал в фойе мэрии месяц с лишним и куда 82 горожанина вписали 33 «за», 44 «против» и 5 «не знаю», а затем передал слово автору проекта. Архитектор Георгий Родионов рассказал, что существующий вариант часовни предполагает, что она будет высотой восемь метров, а внешний радиус – пять. Он также напомнил, что 300 лет это место было святым, а теперь по нему ходят ногами. Цель возведения сооружения – указать горожанам на это место: «Если мы этого не сделаем, то сделают после нас, - с уверенностью оракула предсказал он. – Это будет обидно».
Ответное слово захотел взять, как он представился, кандидат экономических наук и независимый эксперт Михаил Чувьюров, но утвержденный ранее регламент не позволял ему это сделать раньше основных докладчиков. В этот момент в зале переливчато зазвучали колокола: появился отец Филипп, на ходу выключая мобильник. Он почти сразу прошел на сцену и попросил собравшихся почтить память погибших во время терактов в московском метрополитене, на Камчатке и в Смоленской области. Зал почтил, и это было единственное единодушное решение собравшихся за этот вечер.
Отец Филипп привел историческую статистику, которая местами, как это и положено сей даме, была не совсем точна. По его данным, в начале XX века в маленьком Усть-Сысольске на пять тысяч населения приходилось восемь храмов и 12 часовен без учета расположенных рядом поселений, которые тогда не относились к городу. Сейчас вместе с близлежащими территориями в городе насчитывается 17 приходов, 8 канонических церквей и 3 часовни. Согласно некоему социологическому опросу, в столице Коми три года назад православие исповедовали 82 процента населения, сейчас – 85. «На 270 тысяч населения Сыктывкара это внушительное число», - сказал он, не зная, что Комистат оценивает популяцию главного города республики примерно на 20 тысяч меньше.
Секретарь епархии рассказал, что многие церкви в советское время были разрушены, и тогда у населения не спрашивали, хотят они этого или нет, - все решения принимались авторитарно. До сих пор на территории Коми 283 храма и часовни «продолжают быть разрушенными и кричат, чтобы их восстановили». По мнению отца Филиппа, появление часовни на Стефановской площади никоим образом не повлияет на горожан, не ущемит интересы ни одной национальной или политической групп, гармонично впишется в архитектурный ансамбль.
А затем началась небольшая пресс-конференция с участием отца Филиппа. Анна Давыдченко спросила у него - не лучше ли деньги потратить не на часовню, а на детскую площадку, ведь это тоже своего рода акт покаяния. «Я бы закрыл все ночные клубы», - парировал иерей. На вопрос, как быть с эмо и готами, которые собираются на площади и могут осквернить (то ли своим существованием, то ли непосредственной близостью к виртуальной пока часовне) место, отец Филипп ответил, что стражи порядка и так охраняют площадь и им не составит труда охранять и культовый комплекс.
Независимый эксперт М.Чувьюров, пригрозив всем, что он уже дошел до федеральных структур, все же заявил, что против строительства часовни, так как это не архитектурный вопрос, а политический и социальный. «Приедет сюда Кирилл, и я уверен, из-за гордыни многие лишатся сана. Епархия внесла раскол среди сыктывкарцев», - заключил он.
Один из многочисленных сторонников «Рубежа Севера» заявил, что «это наша часовня, это наша церковь, и если кому-то не нравится, то им следует убраться туда, где они живут».
Особенно интересно выступил мужчина, который считает неоправданной клерикализацию общества. Обильно жестикулируя и любовно употребляя это слово, которое в его устах по частоте использования в устной речи стало походить на мат, он вспомнил, что перед 12-ю запусками баллистической ракеты «Булавы» корпуса новой ядерной «дубины» России были окроплены святой водой, и некоторые неудачно взлетели. Провал сборной России в Ванкувере, по его наблюдениям, также связан с тем, что до этого был отслужен молебен. Из его слов выходило, что и с часовней может случиться что-то пободное: либо она не взлетит, либо проиграет на ближайшей олимпиаде. «Я склоняюсь против, но готов и за, но только без клерикализации», - выразил он свою четкую позицию.
По словам представителя и в этот раз незарегистрированной Коммунистической рабочей партии Александра Вербина, церковь ставит себя выше общества, шантажируя государство, даже готова идти на неповиновение, если что-то будет сделано не так. «Более правильным для современной России будет воздвижение на Стефановской площади памятника генералу Власову, Колчаку или Бараку Обаме», - заметил он. «Или Геббельсу», - добавил М.Чувьюров.
Скромное выступление лидера национал-патриотов региона Алексея Колегова с лихвой восполнили его соратники, прокричав с мест «Нет – мечети, да – часовне». Своей точки зрения не изменил за два прошедших месяца и председатель местного совета ветеранов Владимир Пыстин, заявивший, что часовня может стать знаком примирения, знаком памяти.
Последним выступал директор «Пармы – 2» Сергей Рубцов, все желавший убедить, что вместо того, чтобы возводить новую часовню, церковь могла бы восстановить 283 разрушенных. Но его миролюбиво не понял отец Димитрий, утверждавший, что часовня как раз является заменой Стефановского собора, что стоял когда-то на том самом месте.
Общественные слушания закончились так, как и положено общественным слушаниям, когда у всех есть своя позиция, - ничем. Граждане в очередной раз высказали свои доводы, которые были важны только для них, и немного для совета города, за которым и останется окончательное слово, когда народные избранники будут решать, будет часовня в Сыктывкаре или нет, неизвестно.
Комментарии