Сегодня в регионе духовную вахту несут семь монастырей: четыре женских и три мужских. Для республики это впечатляющая цифра: к примеру, в Латвии функционируют всего три православных монастыря, в Литве - один. Монастырская традиция пришла в Россию раньше, чем крестилась Русь, а на Коми землю ее принес святитель Стефан Пермский. В XIV веке он основал три крупных обители, существующих и сегодня: Усть-Вымский Михаило-Архангельский, Троице-Стефано-Ульяновский мужской, Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастыри.
Остальные «общежития» можно назвать современными: самым молодым из них насчитывается 13 лет – это Ыбский Серафимовский женский монастырь и Важкурский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1894 году был основан Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь, который, несмотря на статус чуда Коми, переживает напряженные времена.
Духовное общежитие сегодня, по словам секретаря Сыктывкарской и Воркутинской епархии отца Филиппа, - это центр духовного спасения человека. Он хранит православные традиции – самопожертвование, любовь к ближнему, несет молитву во спасение каждого, помогает любому, кто попросит. «Часто у человека есть деньги, карьера, но не хватает любви, доброго слова, взаимопомощи. В монастыре он может это обрести, - рассказал игумен. - И именно в ските круглосуточно совершается молитва во спасение человечества».
По словам отца Филиппа, сегодня аскетический образ жизни в Коми ведут около 170 монашествующих. Между тем он отметил, что основой современной жизни стала бездуховность, и число тех, кто знает о монашеской совести, становится все меньше, особенно среди детей и подростков, а сами монастыри переживают новый период осмысления. «Современный человек боится и не готов дать обет монашества, - рассказал он. – Общество предлагает слишком много соблазнов: деньги, распущенность, секспросвет в человеке воспитывают стремление к успеху, самодостаточности и лидерству. Но все лидерами быть не могут, так как он всегда – один».
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - так звучит главный закон монашеской совести. Раньше существовала традиция: кого-то из представителей рода обязательно отдавать в монахи. Люди верили, что он мог вымолить спасение семи поколениям в будущем и семи поколениям уже умерших.
Монашество требует исполнения трех обетов: девства (или безбрачия), нестяжания (удовлетворение себя только необходимым) и послушания (выполнения работы, которую поручили). Чтобы стать монахом, нужно пройти испытания, а потом день будет расписан по минутам: ранний подъем, молитвы, труд.
В Кылтовском Крестовоздвиженском женском монастыре введен такой распорядок дня:
«в 5:30 вставшие ото сна молимся: утренняя молитва Полунощница, утреня часы изобразительны, Апостол, Евангелие.
09:30 - трапеза;
10:00-13:30 - послушания;
13:30-14:30 - келейное (личное – ред.) время;
14:00 - трапеза, крестный ход, молебен;
16:00-17:00 - келейное время;
17:00-17:30 - духовное чтение, беседа;
17:30-18:00 - чай, утешение;
18:00 - вечернее богослужение;
18:50 - крестный ход по сестринскому корпусу;
19:00 трапеза;
19:30 - повечерие, каноны, Апостол, Евангелие, заупокойная лития, крестный ход;
21:00 - грядем ко сну. Псалтирь чтем каждая в свое время».
На завтрак послушницы готовят кашу или мучные изделия, чай или другие напитки. На обед – супы, картофельные или крупяные блюда. Во время ужина употребляют «остатки завтрака или обеда в теплом состоянии; чай или другие напитки». Постными днями считаются понедельник, среда, пятница. «Утешение – по дню и наличию. Старицам и болящим носят в кельи».
Сегодня в Кылтовском монастыре живут 12 насельниц, одна из них в возрасте 90 лет имеет высшую степень монашества – схиму. По словам настоятельницы монастыря игумении Стефаниды, высший ангельский чин присваивается самым пожилым насельницам. Они занимаются только молитвами, и их молитва считается самой сильной.
Начинающая монахиня имеет статус послушницы, потом следует подготовительный этап – рясофора – низшая степень пострига, которая не требует давать обеты, но дает послушнице новое имя. При пострижении в малую схиму монахине еще раз изменяют имя и она дает обеты. Как отметила игумения Стефанида, новопоступившие в монастырь проходят испытание, за это время женщина может передумать стать монахиней и возвращается в мир.
Сегодня в Кылтовском монастыре существуют такие послушания: настоятельница, благочинная, то есть, староста, экономка, псаломщица, смотрительница подворья, доярка. Монахини работают на огороде, растят кур, коров и полностью обеспечивают себе пропитание.
В 1894 году монастырь основал купец Федор Булычев для того, чтобы в нем воспитывались зырянские девочки. На то время юноши «учились» в Ульяновском монастыре. Преподавали не только грамоту, но и готовили к будущей семейной жизни.
«Монашествующие готовятся к загробной жизни и учатся общению с Богом не только для себя, но и делают это за всех людей, у которых не хватает времени, - рассказала игумения Стефанида. – Поэтому самая большая молитва совершается в монастыре: вот уже 15 лет круглосуточно читается псалтирь. К нам приезжают за помощью, когда запутались в своей собственной жизни, здесь пытаются разобраться в себе. Мнение, что девушки приходят в монастырь из-за несчастной любви – это миф. Она, как болезнь, проходит, раны лечатся. Но по промыслу Божьему они ищут спасение не в создании семьи, а в отречении от мирской жизни. В монастырь уходят только по вере».
Многие стереотипы, связанные с аскетическим образом жизни, разрушаются, если перечислить общие дела монастырей с внешним миром: религиозные обители занимаются реабилитацией наркозависимых, выдают горячие благотворительные обеды, привлекают к работам бездомных, взаимодействуют с детскими домами и коррекционными интернатами. Кылтовский монастырь планирует возродить богадельню для старых людей, которым некуда идти, и открыть паломнический духовно-оздоровительный комплекс.
«Человек начинает болеть от мыслей, - считает редактор газеты «Епархиальные ведомости» Вера Виноградова, – нервничает, курит, выпивает. Монахи ведут здоровый образ жизни, много молятся, работают, и у них таких проблем нет. В монастырях собираются люди, выполняющие заповеди, в результате они здоровы и духом и телом».
Одним из самых известных своей деятельностью монастырей Коми является Троице-Стефано-Ульяновский монастырь.
Священнослужители религиозной общины ведут противосектантскую деятельность, проводят экскурсии, встречаются с сотрудниками правоохранительных органов, оказывают благотворительную помощь заключенным и ведут с ними переписку.
При монастыре воспитываются сироты. Монахи заготавливают дрова, ведут большое хозяйство, успевают принять мирян, сельских людей, учеников, паломников, которые приходят с одним и тем же вопросом: для чего они родились.
В Ыбском Серафимовском женском монастыре работает экологический лагерь и лагерь труда и отдыха, участники которого ухаживают за 12 святыми источниками.
Между тем, как пояснила В.Виноградова, монастыри – это место, куда не поступают живые деньги, и именно с этим связаны основные проблемы обителей. «Если у них что-то сломается, то починить не на что, - рассказала она. – Начинают разрушаться здания, оскверняются пустующие, заброшенные храмы, местные жители разбирают их на стройматериалы. А после гонений на церковь монастыри так до конца и не восстановились».
Сегодня монашествующие сталкиваются с такой проблемой, как «обижание»: в книге «Жизнь во Христе и со Христом» епископ Питирим пишет: «Приезжаю… сорван замок на складе, украдено много продуктов питания. Оказалось, монахинь обворовал бывший тюремщик с 25-летним стажем отсидки за разбой. Жил он через стенку в сестрическом корпусе, власти ничего не смогли с ним сделать, матушки страдали от него несколько лет, пока Господь его не прибрал с этой жизни. Другой раз приехал, ночью выкопан весь урожай на огороде, украдено сено с поля. Сорвали надпись с названием монастыря, сорвали дорожные знаки, запрещающие въезд на территорию, вытащили за волосы монахинь с огородов, отобрали лопаты. Милиция не реагировала».
Между тем, период нового осмысления монастырской совести привел к появлению нового направления в жизни монастырей: туризма.
О том, как монастыри принимают туристов, можно будет прочитать в следующем материале на портале KomiOnline.Ru.
Фото: Татьяны Ткалун, Юрия Попова, Сыктывкарской и Воркутинской епархии
Комментарии