Итак, согласно этому документу, чей текст почти полностью совпадает с предложениями законопроекта, единые требования вводятся для того, чтобы обеспечить школьников удобной и эстетичной одеждой в повседневной учебной жизни. В ведомстве полагают, что «унификация в одежде способна устранить признаки социального, имущественного и религиозного различия между учениками, предупредить у школьников возникновение психологического дискомфорта перед сверстниками, укрепить общий имидж образовательной организации, сформировать школьную идентичность». Естественно, что одежда школьников должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отражаться отрицательно на их здоровье. В документе отдельно подчеркивается, что общий вид одежды, ее цвет, фасон определяются советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием и попечительским советом. Таким образом, ведомство старательно, но уже несколько запоздало опровергает мнение, что с введением требований в образовательные учреждения снова вернется уравниловка по внешнему виду, и ученики лишаться возможности самовыражаться с помощью одежды.
В общем-то, до сих пор ничего плохого в школьном, да и в любом другом, дресс-коде я не видела: каждая ситуация предполагает свои атрибуты и аксессуары, и появляться в школе или на родительском собрании в парео или рваных джинсах, действительно, неприемлемо. Но одно дело дресс-код (то есть некий кодекс одежды, нечто абстрактное, но имеющее определенные и легко читаемые черты), другое – форма. Что бы ни говорили представители министерства образования или составители законопроекта, но введение униформы – это существенное сужение выбора. А учитывая, что в России подобные вещи делаются достаточно топорно и со всем чиновничьим старанием, то можно ожидать, что опасения родителей не так уж и безосновательны.
Но будем идти по порядку. В приказе говорится о сглаживании социального неравенства, а федеральные чиновники намекают еще и на национальный вопрос. Вообще, в подобных аргументах здравого смысла не особенно много: дарованное формой равенство просуществует ровно до той секунды, когда один школьник вынет из кармана пятый iPhone, а его сосед по парте продемонстрирует старенький кнопочный мобильник, доставшийся от папы. Или вовсе ничего не покажет, потому что старенького кнопочного мобильника может не быть даже у отца. Да и знают дети о том, что кто-то богаче, а кто-то беднее, потому что не с закрытыми же они глазами по улицам ходят. То же и с национальным вопросом: захочет кто-то из учеников проявить свою этническую принадлежность, сделает это и в форме, и без.
Еще один повод для беспокойства родителей: ребенок потеряет индивидуальность. Подтвердить или опровергнуть это достаточно сложно, потому что придется признать, что все, кто в советское время носили школьную форму, то есть наши родители и старшие братья и сестры – люди одинаковые и свою индивидуальность утратившие. Вряд ли это так. Но есть другое обстоятельство – современные дети уже привыкли к тому разнообразию, что дает нам рынок одежды. Они привыкли ходить по магазинам, где полки ломятся от 24 видов кроссовок, привыкли ездить за выпускными платьями в другие города и заказывать футболки определенных марок в Интернете. Как вы им теперь объясните, что для их же психологического блага им нужно выглядеть примерно одинаково? Как вы объясните какой-нибудь моднице Виктории, что теперь каждый день она должна видеть свою соперницу Анну в той же самой юбке, что и у нее? Психологическая травма наступит еще до того момента, как швея снимет мерки.
Также вряд ли школьная форма привьет детям дисциплину. Лично мне в школе быть примерной ученицей помогали авторитет родителей и понимание того, что образование определенно понадобится в жизни. Но никак не мое платье или брюки, то есть обычная ткань, как бы они ни были хороши.
Еще один немаловажный вопрос – стоимость школьной формы. Предполагается, что стоить она будет около 3–3,5 тысяч рублей. Это действительно сравнительно недорого, если в комплект входят юбка, блузка, пиджак, брюки и галстук. Но это означает, что на год необходимо как минимум два комплекта, а учитывая непоседливость детей (и их любовь к лазанью по заборам), а также современную акселерацию, то и все три. Плюс ребенку нужна и обычная одежда, для внешкольной жизни. Таким образом, придется потратиться больше, чем раньше. Зато порадуются предприятия и швейные мастерские, получившие госзаказ.
Ну и последнее, эстетическое уточнение. Если школьная форма будет выглядеть так, как это видит модельер Вячеслав Зайцев, то лучше уж сразу перевести ребенка на домашнее обучение.
Я ни в коем случае не опровергаю, что ребенка нужно с детства приучать к мысли, что он должен выглядеть прилично и соответствующе обстановке, в которой находится. Это правильно и логично. Однако делать это, возвращая школьную форму, несколько неоправданно, по той простой причине, что сейчас другое время. Гораздо эффективнее будет донести как в семье, так и в школе до ребенка мысль, что аккуратно выглядящий и опрятный человек, чья одежда подобрана правильно и уместно, делает его привлекательным и индивидуальным. То есть, повторюсь, если уж хочется что-то ввести, пусть это будет дресс-код, а не форма.
Фото с сайтов ria.ru, trinixy.ru
Комментарии